Вчера во время кофе-брейка на острове Д на площадке опытно-промышленной разработки Кашаганского месторождение произошло столкновение между работниками — гражданами Казахстана и гражданами Индии.
Автор: Артур ШАХНАЗАРЯН
Как рассказывают очевидцы, массовая драка вспыхнула после обычной бытовой ссоры. Казахстанскому рабочему, который хотел взять ложку, дорогу преградил крайне агрессивно настроенный индус. Казахстанец не стал проявлять железную выдержку и ударил обидчика. На помощь индусу бросились десять его сограждан, что вызвало реакцию у коллектива казахстанцев. После столкновения обиженные индусы массово не вышли на работу, фактически объявив забастовку.
Разбирательства пока не привели к результату. По-видимому, для соблюдения паритета менеджеры взяли по десять сотрудников с каждой сторон для дальнейшего разбирательства. Менеджмент компании «Аджип ККО» не может найти обидчика индуса. Как ни парадоксально это звучит, но казахстанцы для индусов все на одно лицо, а среди соотечественников пока не нашлось «паршивой овцы»: никто не сдал обидчика агрессивного индуса.
Заметим, что почему-то виновником драки посчитали казахстанца, не ставшего терпеть невесть откуда взятые претензии, а не инициатора драка — индуса. Также необходимо сказать, что после того, как компании «Казмунай» (не путать с национальной компании «КазМунайГаз») передали подряд, 40% из почти 5‑тысячного рабочего персонала на морских работах стали составлять граждане Индии и Филиппин.
Владельцам компаний-подрядчиков выгодно нанимать их больше, чем казахстанцев. Филиппинцы готовы работать безвыездно на острове не меньше полугода, а казахстанцы работают вахтами по 4 недели, и компания вынуждена оплачивать их поездки домой и возращение на остров.
Конфликт назревал давно. Еще два года назад, когда индусов не было так много на острове и вели они себя довольно мирно, казахстанские вахтовики уже довольно неприязненно отзывались об индусах и филлипинцах. У последних, по-видимому, нет нормальных понятий о туалетах — к ним постоянно предъявляли претензии за антисанитарию. А религиозные особенности индуисткой веры сильно раздражают часть местного персонала: индусы мажутся жутко вонючими маслами, чтобы кости скелета горели лучше на погребальном костре, когда они умрут. Таким образом они готовятся к посмертной реинкарнации.
Тем не менее, несмотря на разные религиозные взгляды, раньше дело не доходило до столь крупных столкновений. Поэтому можно обоснованно предположить, что глубинная причина происшедшего кроется в начавшихся серьезных сокращениях персонала. В основном сокращают-то местных рабочих, а индусы и филиппинцы все прибывают, несмотря на квоты на ввоз иностранной рабочей силы. Система защиты казахстанского рынка труда, похоже, тут не работает и является, видимо, почвой для дикой коррупции. В такой обстановке для возникновения конфликта веской причины и не надо — достаточно косого взгляда.
Неудивительно, что подобных столкновений и конфликтных ситуаций за последние двенадцать лет насчитывается уже несколько десятков. Самый крупный конфликт подобного рода был в 2006 году на Тенгизе, где казахстанские рабочие жестко избили турецких рабочих. Последний инцидент произошел буквально в прошлом месяце: 15 августа на территории Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) 50 китайских рабочих избили группу казахских рабочих-оралманов из Китая компании «Евразия Строй Капитал 2007».
Конфликт возник на почве языкового недопонимания, хотя казахские рабочие специально были набраны из числа оралманов из Китая ввиду возможного владения этими оралманами определенным уровнем китайского языка, что, по мнению наборщиков, должно было способствовать лучшему взаимопониманию на трудовых площадках АНПЗ.
Столкновению предшествовала массовая забастовка оралманов, недовольных уровнем оплаты труда по сравнению с китайской рабочей силой и завозом из Китая полторы сотни китайцев без документов. Власти вынуждены были во избежание новых конфликтов расселить китайцев и оралманов из одного общежития.
Специфика региона понятна: территория богата природными ресурсами глобального значения, но малонаселена (в целом общая численность населения чуть выше миллиона человек на территории, равной площади двух Норвегий). К тому же у местной рабочей силы нет необходимых профессиональных навыков, что обуславливает экономическую необходимость завоза крупных партий иностранной рабочей силы из различных стран мира. Ну а поскольку оплачиваются привозные рабочие, как правило, выше местных, то налицо дискриминация по социально-экономическому положению. Что и становится причиной конфликтов.
View article:
Столкновение рабочих на Кашагане