Фонд «Elge Qaitaru» провёл в Алматы круглый стол «Возврат активов: поиск практических решений, юридические аспекты, международное сотрудничество и мировой опыт». Корреспондент Orda.kz узнал о проблемах, с которыми может столкнуться Казахстан на этом пути.
Как рассказал политик и сооснователь фонда «Elge Qaitaru» Булат Абилов, за 30 лет из Казахстана вывели десятки, сотни тысяч, миллионов и миллиардов долларов, которые могли пойти на строительство школ, больниц и других социальных объектов. У страны уже есть опыт возвращения активов в прошлом и теперь им необходимо воспользоваться.
Правозащитник Евгений Жовтис считает, что нередко возвращение каких-либо активов может быть направлено не столько на обеспечение справедливости, сколько на выполнение определенных политических или экономических интересов. Кроме того, в самом процессе есть два аспекта — политический и правовой. Первый заключается во внутреннем политическом контексте: готовы ли элитные группы, находящиеся у власти, участвовать в реальной борьбе с коррупцией и полностью соблюдать принципы закона. А второй — «следует установить то, что действительно является результатом незаконного обогащения, а что нет».
В качестве примера Жовтис привёл громкое дело «Казахгейт». В этом кейсе власти были готовы вернуть деньги при любых условиях. США из политических соображений спустили «Казахгейт» на тормозах. В правовом смысле не нужно было выносить обвинительные приговоры, конфисковывать активы и решать вопросы с швейцарским банком.
«Более 80 млн долларов, выявленных на счету нашего бывшего президента в швейцарском банке, были арестованы по решению суда в США в связи с уголовным делом “Казахгейт”. Затем по меморандуму, подписанному США и Казахстаном. Уже в середине 2000‑х годов при последующем активном участии Всемирного банка пять граждан Казахстана, не имеющие отношения к государству, создали фонд “Бата”. В его задачу должно было входить финансирование программ на детей, которые не поддерживались из госбюджета. Шли строгие процедуры проверки расходования средств в фонде. При этом более 110 млн долларов оставались на счёте в швейцарском банке. Из них выделялись транши по решению суда в Нью-Йорке. В 2015 году все средства были израсходованы на помощь малоимущим гражданам. Там было много вопросов к сумме администрирования, которая пошла на управление»,
- рассуждает Жовтис.
Общественник отметил, что в меморандуме, подписанном правительством Казахстана, было прямо сказано, что к деньгам фонда не будут иметь отношения госслужащие, члены их семей или их бизнес-партнёры. Таким образом, весь госаппарат был определён как подозрительный.
Закон о возврате активов приняли за месяц
Депутат Мажилиса Ермурат Бапи рассказал, что новый закон приняли поспешно по просьбе президента Касым-Жомарта Токаева. Спустя четыре месяца создали Комитет по возврату активов. Прошло ещё четыре месяца, но ни одной компании комитету не передали. По словам депутата, это связано с закрытым режимом работы этой структуры. Бапи предположил, что уже к весне Генпрокуратура и сотрудники комитета инициируют поправки в закон, потому что уже упираются в некоторые правовые аспекты.
Во время круглого стола Бапи пришёл ответ на депутатский запрос о сумме возращённых активов. Всего государство вернуло около триллиона тенге. Запрос он подготовил совместно с Айдосом Сарымом.
«На сегодня выявлено 344 объекта движимого и недвижимого имущества, в том числе 131 — за рубежом. Получены данные о ценных бумагах стоимостью 448 млрд тенге. Изучаются банковские транзакции на 220 трлн тенге (500 млрд долларов), в том числе подозрительные операции на 1,4 трлн тенге. Из 10 млн га земли 3,4 млн уже освоили новые владельцы. 260 млн долларов вернули из Лихтенштейна, 82 млн — из Австрии, из ОАЭ — 15 млн, из Гонконга — 2 млн долларов»,
- сообщил Бапи.
В списке 500 имён
На прошлой неделе премьер-министр Алихан Смаилов провёл заседание Комиссии по вопросам возврата незаконно приобретенных активов, на котором рассказали про перечень подозреваемых.
«У комиссии по возврату незаконно выведенных активов есть список. На недавнем заседании сказали, что его дополнили новыми лицами. Давайте опубликуем эти списки, казахстанцы вправе знать, кто их обкрадывал все эти годы. И пусть в этом списке будут Нурсултан Назарбаев и все остальные. Этот список будет состоять минимум из 500 человек. Если власть это сделает, тогда не будет междусобойчиков»,
- поделился общественник Санжар Бокаев.
Он добавил, что сейчас географически вернули больше активов, которые и так находились на территории Казахстана. По его мнению, комитету стоит обратить внимание за пределы страны.
«Я вижу, что превалирует мнение, что надо действовать по букве закона. Все эти активы вывели незаконно. Когда они сотни миллиардов долларов отмыли найти концы не так просто. Я понимаю, почему комиссия буксует. За два года вернули всего 2 млрд долларов США, и большая часть — активы из Казахстана. Если мы будем действовать также, мы должны понимать, что не вернём эти деньги. Эти деньги надо возвращать и необязательно это делать по букве закона. Мы уже чётко обозначили, что это незаконно выведенные активы, так зачем мы продолжаем действовать по закону?»
- уточнил Бокаев.
Бывший депутат Канат Нуров считает, что активы должны возвращать исключительно в правовом поле.
«Нам нужно демонополизировать экономическую отрасль. Это принесёт намного больше экономических возможностей, чем возврат активов. Я вообще боюсь, что возврат активов может быть даже вреден. В этом отношении считаю, что политическое решение — не очень хорошо. Давайте в правовом аспекте, чтобы добровольно вернули. Я вот против этого, очень сложно это, особенно под угрозой политических репрессий, поэтому я против такого варианта передела собственности. Все рассматривают возврат активов как социальную справедливость, но я бы не хотел использовать такой термин. Он должен быть правовым. Правосудие будет намного важнее для нашей экономики и развития»,
- считает Нуров.
Нужен аудит
Как рассказала экономист Айман Турсынкан, никто не считает, какие махинации с бюджетом идут на уровне вёрстки. Причиной она называет отсутствие тотального аудита. Поэтому правовое законодательство по возврату активов необходимо подкрепить бюджетной реформой.
«Счётный комитет — безглазая, абсолютно немая структура, непонятно чем занимающаяся. Вся без исключения деятельность квазигосударственных структур, позволяющая нам констатировать огромный размах коррупции, обусловлена тем, что у счётного комитета отсутствует возможность проверить этот сектор. Они могут проверить только по исполнению бюджета, но что в него закладывается, парламент не видит. Мы пришли к выводу, что бюджетная экспертиза напрочь отсутствует: вёрстка, согласование бюджета парламентом РК, а также вёрстка и согласование маслихатом на местах полностью производятся вслепую»,
- объяснила Турсынкан.
Эксперт сообщила, что только через социалку, здравоохранение и образование министерство труда и социальной защиты населения ежегодно вытаскивает по пять трлн тенге неизвестно на что.
Источник: https://orda.kz/spisok-nazarbaeva-summy-vyvedennyh-aktivov-nazvali-a-familii-net-381968/