Власть — как СПИД. Если не предохраняться, то обязательно заразишься или величием или маразмом. Такую оценку дал попыткам Нурсултана Назарбаева создать культ личности себе любимому человек, который когда-то подтолкнул его к тому, чтобы прийти в большую политику. Предлагаем вниманию читателей откровения бывшего министра печати ельцинского времени Михаила Полторанина.
Недавно на телеканале A24TV вышла программа с участием Михаила Полторанина. Для тех, кто не знает биографию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — это именно тот человек, который подтолкнул простого парторга Карагандинского металлургического комбината к тому, чтобы пойти в большую политику. Об этом, а также мысли Полторанина о том, почему некогда смелый и прогрессивный парторг превратился в политика, зараженного величием и из последних сил цепляющегося за власть, — читайте ниже (мы выбрали из программы его прямую речь).
От себя же еще добавим немного о герое публикации. Михаил Полторанин родился и вырос в Казахстане. Профессиональный журналист, работал в «Правде». Автор текста, широко распространенного в конце 1987 года, как «Выступление Ельцина» (на Пленуме ЦК КПСС 21 октября). Он изложил в тексте то, что ожидали услышать простые люди от Ельцина. После развала СССР работал министром печати и информации Российской Федерации и заместителем председателя правительства Российской Федерации. В настоящее время — президент телевизионной корпорации «Момент истины».
Чтобы величие не стало маразмом
- Власть — как СПИД, если не предохраняться, то обязательно заразишься или величием или маразмом. Люди, которые находились у власти, и которые предохранялись, старались пораньше уйти. А люди, которые цепляются за власть, в конце концов, заражаются величием или маразмом. Маразмом заразился Туркемен-баши, Ким Ир Сен, а величием — Нурсултан Абишевич Назарбаев. И если величие длится долго, оно переходит в маразм, если его не ограничить, не обрубить.
Я когда-то приезжал в Северную Корею с делегацией КПСС, встречался с Ким Ир Сеном. Весь народ плясал вокруг него, говорил, какой он великий, а со мной рядом сидел Разуваев, который в свое время был послом от Советского Союза и привозил капитана Советской армии Ким Ир Сена ставить во власть. Он сидел и ухмылялся. А все вокруг рассказывали, как Ким всех победил. Например, такую историю: подошел флот американский, а Ким Ир Сен завернул в трусы спички, подплыл к американским кораблям и пожег их, и весь американский флот сгорел.
От реформатора до царствующего бездельника
- Сталин и Назарбаев — это не сопоставимые вещи, это Эверест и Трехгорка (один из семи холмов Москвы — ред.). Из них делают великих людей. Говорят: ты — великий. Я расскажу вам о Борисе Николаевиче Ельцине, с которым работал от начала и до конца.
Я видел Ельцина активно работающим, чего-то желающего сделать и всеми гонимого. Помню, как он на заседаниях бюро горкома гонял этих жуликов, исключал и все прочее. А потом за короткое время он стал царствующим бездельником. Вот что власть с ним сделала. И делает с любым человеком, если он не предохраняется.
Назарбаева я встретил, когда был собкором «Правды» и гонялся за пятой колонной в Госплане СССР (тайные агенты врага — ред.), которая нам все время пакостила. Тогда они (пятая колонна) начали делать все, чтобы экономика рушилась. И в том числе по Казахстану, когда сделали так, что руду на Карагандиский металлургический комбинат надо было привозить из Курской области. А он (Нурсултан Назарбаев) там (на Кармете) был парторгом…
Я написал статью об этих проблемах. Но тогда было принято, чтобы ее подписал специалист с этого предприятия. Обратился к председателю облисполкома, он побоялся, да все боялись Госплана. Обратился к генеральному директору Карметкомбината Олегу Тищенко, депутату Верховного Совета. Побоялся, но сказал, что у него есть секретарь парткома, может быть, он? Мне, конечно, не подходил этот уровень. Но деваться некуда было. Я с ним (Назарбаевым) встретился, он согласился, мы дописали социальные проблемы. Статья вышла в «Правде».
Назарбаева пригласили выступить на заседании президиума правительства СССР, мы написали ему речь, он сначала боялся даже. Но все прошло хорошо. Леонид Брежнев (генсек ЦК КПСС — глава государства во времена СССР) говорит Динмухамеду Кунаеву (первый секретарь ЦК КПСС Казахской ССР — руководитель республики в составе СССР): «Почему такой толковый парень сидит в парторгах?». И Кунаев стал его поднимать.
Мы с ним (Назарбаевым) много общались, он приезжал в Москву, я его свел с замом главного редактора «Правды» профессором, экономистом Дмитрием Васильевичем Валовым. С Гавриилом Поповым (известный советский экономист, политик, выступающий за демократические преобразования в России, первый мэр Москвы, до сих пор работает советником у Сергея Собянина), он его тоже натаскивал.
Надо было все-таки предохраняться
- Потом его стали зализывать. Он среди многих руководителей Казахстана один знал, что делать после развала СССР. Стал создавать новую столицу, решил со всех государств мира вернуть казахов в страну, и около миллиона вернули. Оралманы стали славить его за это. Потом он еще и еще что-то хорошее сделал. Ему сказали — ты велик. И он поверил и «поплыл». С тех пор любая критика — это плохо.
Был ли шанс удержать его от возвеличивания? Да, если бы со стороны России были какие-то сдерживающие факторы. Казахстан России, знаете, сколько должен, и по деньгам, и по территориям? И если бы мы его держали, он бы себя чувствовал белее или менее. Но он сейчас стал из Казахстана выдавливать и русский язык, хотя там была почти половина русского населения.
Восточный хитрован
- Он еще очень восточный… Он хитрый. Вот пример, 19 августа 1991 года, я был у Ельцина на даче, когда путч начался. Мы с коллегами пришли к Ельцину, он сидел в трусах на кровати. Хасбулатов его тряс, мол, что делать будем. И вот он: «Звони туда, звони сюда». В том числе Назарбаеву позвонили, мол, дай знать, как ты относишься к этому. А Нурсултан Абишевич отвечает по телефону: «А я еще не знаю. Сижу тут с документами занимаюсь, ковыряюсь. Я не слышал, а что там такое?»
А в это время мой человек у него как раз сидел в кабинете, я не буду его фамилию называть. Они сидели и смотрели телевизор, как танки входят в Москву. И Назарбаев весь в этом. Он молчал больше суток, ждал, чья возьмет.
Тепличные условия не одинаково полезны
- Власть развращает. А абсолютная власть развращает абсолютно. У Нурсултана Абишевича сейчас абсолютная власть. На него внутри никто не давит. Наоборот: «Ой, Нуреке, какой ты великий, тебя не было и Земли не было. Землю создал Нуреке».
Системы сдержек и противовесов для него нет. А системой сдержек для таких авторитарных руководителей, как Нурсултан, может быть зарубежное давление. Но вы знаете циников в США, Европе… Зарубежное давление идет только на тех лидеров постсоветских государств, у кого нет сырья, ресурсов энергетических. На Лукашенко, например.
А у Назарбаева полно нефти, газа, урана, золота, меди и так далее, и они его обихаживают. Расстрелял Жанаозен, еще расстреляй, пожалуйста, мы не будем твои деньги замораживать, которые есть за рубежом.
То есть этот человек в теплице вырастает. А когда огурец долго растет в теплице, он начинает гнить. Не говоря уже об узурпаторе.
ОТ РЕДАКЦИИ. Кстати, Нурсултан Назарбаев уже очень давно перестал общаться с тем, кто собственно подтолкнул его в большую политику. Даже на прошлый свой юбилей не позвал.