События в Украине могут сказаться в другой части постсоветского пространства — в Центральной Азии. Дело в том, что там границы тоже были установлены при Сталине. В результате размежевания представители одних этносов оказались на территории других республик, пишет бывший дипломат Казбек Бейсебаев на своем блоге.
Чтобы понять происходящее сегодня в Украине, без истории не обойтись. Поэтому маленький экскурс назад в прошлое Европы. До второй мировой войны сначала была поделена Чехословакия, а затем Польша. По советско-германскому пакту Молотова и Риббентропа часть польской территории под названием Западная Украина и Западная Белоруссия, а часть румынской территории под названием Молдавия вошли в состав СССР. Помимо этого Советский Союз также оккупировал три прибалтийских государства Латвию, Литву и Эстонию.
После второй мировой войны согласно договоренностям между державами победителями произошел новый передел. Германию разделили, немцев выселили из Судетской области Чехословакии и из новых территорий Польши. Пруссия и Кенигсберг исчезли с карты и вместо них возникли Калининградская область с Калининградом. По настоянию Сталина Польша сдвинулась на Запад. Отдав земли на Востоке СССР, она получила компенсацию за счет германских земель, а вольный город Данциг стал Гданьском.
Сталин на вопрос одного западного лидера, почему он так поступает, ответил примерно так: если у Польши будут спорные территории с Германией, то ей будет не до потерянных земель на востоке. И он был прав. ФРГ до 1970 года не признавала новые границы. Из-за этого ее вместе с ГДР приняли в ООН только в 1973 году. Таким образом, после окончания войны в Европе сохранялись серьезные политические и территориальные разногласия. Проблемы решились принятием в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Одно из главных достижений этого документа стало закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны и принятие принципа нерушимости границ.
После развала социалистической системы и СССР вполне естественно, что договоренности Хельсинского акта уже не работали. Началось новое перекраивание Европы. Германия объединилась, Чехословакия мирно разделилась, на месте Советского Союза появились новые независимые государства. Но не везде прошло все мирно. В бывшей Югославии успели повоевать между собой. Не обошлось без военных столкновений и на постсоветском пространстве.
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, выполнив свою историческую работу, под названием ОБСЕ продолжает работать, но больше в области прав человека.
Сейчас в центре внимания находится Украина и киевский майдан. Уже поступают сообщения о попытках насильственного свержения местной власти в других регионах. В свою очередь, депутаты Крыма приняли заявление «О политической ситуации», где недвусмысленно изложена позиция в случае прихода к власти оппозиции.
При дальнейшей эскалации ситуации по всей стране, то, как показывает практика, противостояние может привести к безвластии со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, судьбу своей страны должны решать сами украинцы. Не вдаваясь во все подробности украинской государственности, а также политические и другие причины происходящего, тем не менее, следует сказать, что немалую роль в конфликте играет фактор присоединенных после войны западных регионов. Сталин тогда, говоря о чужих пограничных проблемах, конечно, не мог представить, что Советский Союз распадется.
Судя тому, что происходит сегодня, соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом, из-за которого возник майдан, уже отошло на второй план. По мнению некоторых украинских политиков, Запад уже допускает возможность раскола страны. Если гипотетически представить такой вариант, то вряд ли это негативно повлияет на саму Европу, объединенную в Европейский Союз с единым центром принятия решения, единой внешней, экономической, оборонной политикой.
Но события в Украине могут сказаться в другой части постсоветского пространства — в Центральной Азии. Дело в том, что там границы тоже были установлены при Сталине. В результате размежевания представители одних этносов оказались на территории других республик. Яркий пример Ферганская долина, где имеется восемь анклавов и эсклавов. Из них два таджикских и четыре узбекских в Кыргызстане, один таджикский и один киргизский в Узбекистане. Из-за них периодически вспыхивают вооруженные конфликты. Последний произошел этом году между киргизскими и таджикскими пограничниками. Положение усугубляет незавершенность между отдельными государствами делимитации границ. Имеются серьезные разногласия по воде и другим проблемам между государствами ЦА.
Помимо заложенного конфликтного потенциала в виде спорных территорий, ухудшается социальное положение населения, имеются серьезные внутренние политические и экономические проблемы. Неким катализатором событий может послужить предстоящий вывод войск коалиции из Афганистана и возможная активизация радикальных исламистов. Отсутствие механизма преемственности власти в Казахстане и Узбекистане тоже не способствуют стабильности в регионе.
Подводя черту вышесказанному, можно предположить, что, если “украинская волна” докатится до Центральной Азии, то там есть, куда прибиться.
Разница с Украиной в том, что Европа в события в ЦА уже не будет вмешиваться, так активно, как там. В игру могут вступить другие важные и сильные игроки.
В общем, как говорят киргизы: ошондой жагдай…
Источник: KAZBEI.org