Каждый из нас хочет, чтобы с ним обходились справедливо. Но далеко не все готовы для этого что-то делать. Когда народ не желает завоевывать корректное отношение к себе, власть наглеет и становится преступной. И сегодня, накануне судилища над лидером оппозиционной партии “Алга!”, она снова показывает свою сущность, нарушая юридические нормы, пренебрегая гражданскими правами.
Автор: Игорь ВИНЯВСКИЙ
Владимир Козлов уже на этой неделе предстанет перед судом. Но можно ли назвать справедливым это действо, организованное политическим режимом, не признающим правовых механизмов?
Страна рекордов
Шесть месяцев шло следствие. Из заключительного обвинения, которое казахстанцы уже смогли частично прочитать в Интернете, даже неюристам видно, что это абсурдный набор фраз, словно выдранных из какого-то дела 30‑х годов прошлого века.
Шесть месяцев никто никуда не спешил. Но вот дознание закончилось, и дело передали Козлову на ознакомление — 62 тома. Политик начал его читать, но в Акорде заторопились. Понятно, что Назарбаеву хочется покончить с этой историей поскорее — пока сезон отпусков как в Казахстане, так и в Европе, снижает политическую активность.
Следователи вопреки закону решили за Козлова, сколько ему полагается знакомиться с делом. По их мнению, обвиняемый должен изучать по 1 000 страниц в день. Владимир Иванович не согласился с такими требованиями, и в итоге материалы ушли в прокуратуру без его подписи. Фактически политик дела не видел.
Дальше — больше. Прокурор изучил 62 тома за сутки и передал их в суд, хотя по закону на всю эту процедуру отводится до десяти дней. Далее, в течение этих же 24 часов прокуратура составляет обвинительное заключение — 800 с лишним листов. Когда успели? В день поступления дела в суд там назначают председательствующего и срок начала процесса. Что ни день, то рекорд для книги Гиннесса.
Могу поспорить, что суд закончится до 1 сентября. Процесс, на котором предстанет политик, обвиняемый режимом Назарбаева ни много ни мало в преступлении против мира и безопасности человечества, проведут за две недели в зале на 15 мест, который будет набит полицейскими и людьми в штатском. К гадалке не ходи!
Все для блага человека
Мерзость всей этой ситуации заключается в том, что ради прихоти всего лишь одного человека весь народ превращают в безмолвное стадо, на глазах которого закон и право затаптывают в пыль.
Вскоре по «Хабару» покажут и по КТК расскажут, какой Козлов враг народа! Такое же было в 2002 году с лидерами ДВК. Но кто из простых зрителей «Хабара», далеких от политики, сейчас вспомнит о том, что Жакиянова и Аблязова еще до суда с экранов зомбоящиков называли преступниками? Кто вообще из аморфно жующих ежедневную жвачку знает, что сам Жакиянов на суде указал срок, к которому его приговорят? Весь этот спектакль был известен заранее.
С тех пор прошло десять лет, появилось новое поколение, волей-неволей очутившееся в политике. Кто-то из них не знает ни Жакиянова, ни Аблязова, но будут знать Козлова. А «старики» помнят и героев ДВК. И говорят о них как о борцах с режимом Назарбаева, а не о преступниках, коими пыталось выставить их «правосудие».
Именно процесс ДВК стал для меня переломным моментом в жизни, после которого я решил для себя, что власть в Казахстане преступна, а после череды фальшивых выборов она еще и нелегитимна. Возможно, что суд по делу Козлова увеличит ряды противников назарбаевской политики, увидев в этом процессе, как и я когда-то, пренебрежение законами и гражданскими правами. Возможно, с кого-то спадут розовые очки.
Театр одного зрителя
Чем же будет являться процесс над Козловым? Обывателям, кто кроме Назарбаева и назвать-то никого из известных в стране людей не может, Козлов незнаком. А таких в стране — миллионы. Не верите? Проведите опрос на улицах страны, попросите назвать имена пяти действующих политиков и их должности. В Казахстане до сих пор сотни тысяч граждан считают, что партией «Ак Жол» Булат Абилов руководит! Для них ничего не изменится. Для них Козлова просто нет.
Для тех, кто аплодирует «Нур Отану», Козлов — враг президента, и суд, в общем-то, не нужен, потому что и так все понятно. Враг президента. По этой же самой причине суд не нужен и сторонникам Козлова. Тоже все понятно — враг президента.
Нужен ли этот процесс Европе как доказательство виновности Козлова? Нет. Из личного опыта общения с иностранными политиками и дипломатами могу с уверенностью сказать — иллюзий насчет лживости назарбаевского режима ни у кого нет. Что собой представляет казахстанское правосудие, в особенности когда дело касается политики, на Западе прекрасно представляют. Я даже несколько раз был удивлен, насколько хорошо информированы отдельные политики, отвечающие за направление Центрально-Азиатского региона на своих местах. Профессионалы!
Более того, на уровне приватных разговоров наши мидовские работники за границей тоже признают, что Акорда занимается откровенной глупостью, которая им создает одни проблемы. Но они ничего поделать не могут. Каков поп, таков и приход.
Поэтому когда на очередном мероприятии, к примеру, ОБСЕ, где советник президента кулуарно в приподнятом настроении, с бокалом в руках разводит демагогию на тему «независимости правосудия», то ничего, кроме ухмылок и умиления, он вызывать не будет.
Суд нужен самому Назарбаеву. Точнее он считает, что ему необходим этот спектакль. Приговор как бы снимет две проблемы — переложит ответственность и закроет в тюрьме Козлова, чтобы не мешал.
Кому выгодно?
Я не буду сейчас говорить о том, что с момента 2002 года Назарбаев и его окружение не просчитывают ситуацию даже на два шага вперед. Появление на ровном месте нового политического заключенного для елбасы станет проблемой, но лишь в тот момент, когда его самого нужно будет убирать. Кто это будет делать — пока непонятно.
Заключенный Козлов станет козырным тузом в рукаве для любого политического противника президента. Он принципиально отличается от всех, кого сажали до него. Во-первых, потому что он политик, не бывший во власти, во-вторых, потому что он возглавляет оппозиционную партию, в‑третьих, потому что он садится по политической статье. Джентльменский набор героя.
Именно эти факторы смогут противопоставить Козлова Назарбаеву, как только это понадобится кому-то, для того чтобы «низложить» елбасы. Далее, против президента в нужный момент вполне может сработать тот факт, что его легитимность под большим вопросом в результате выборов и не только последних, а вообще всех президентских. Ну а если «король голый», то судьи, которых он назначает, далеки от такого понятия, как правосудие. Он же назначает глав следственных и надзорных органов, чьи подчиненные также не ведают, что такое закон, из которого уже вытекают и процессуальные действия, и гражданские права арестованного, и акты, регламентирующие деятельность адвоката.
Вся эта компания собирается навесить на Владимира Козлова ярлык преступника, чтобы продолжать дальше делать то, что все они считают нужным. Поэтому Козлов будет осужден формально, а находиться в заключении — незаконно. И просидит он до тех пор, пока к власти не придет второй президент. Им может быть кто угодно, речь не об этом. Он будет вынужден начать с либерализации режима для набора очков внутри страны и на Западе. Поэтому будут освобождены и Джакишев, и Козлов, и Атабек. Это может сделать даже Дарига Назарбаева, если принять во внимание несколько абстрактную версию с ее преемственностью.
Мужчины в трико
Вернусь к суду. Обвинительное заключение, как я уже говорил, это набор фраз из дел 1937 года, ничего общего с действительностью не имеющий. Нарушение процессуальных норм ознакомления обвиняемого с материалами, передача их в прокуратуру без подписи Козлова из-за несогласия со сроками ознакомления, нарушение прав адвоката и явное и демонстративное превышение полномочий руководителя следственной группы свидетельствуют о том, что суд — пустая формальность для соблюдения некоего реноме.
Это шапито, суть которого проявляется ежедневно даже в мелочах. Например, супруга Владимира Ивановича сообщила 13 августа, что начальник СИЗО отказался принять рубашки и костюмы для Козлова и Сапаргали, мотивируя это тем, что они и в майках с трико нормально будут смотреться в зале суда. Как ни странно, он прав. Не обязательно надевать костюм, чтобы посмотреть на ряженых арлекинов в балагане. Конечно, всегда нужно оставаться человеком и следить за своим внешним видом, но если выбор стоит между походом в цирк голым или в трико, то любой нормальный человек выберет трико. Я бы вообще рекомендовал группе поддержки подсудимых всем прийти в майках и трико, чтобы таким образом показать свое отношение к этому фиглярству. Большего назарбаевское «правосудие» не заслуживает в принципе.
Полгода мы наблюдали, как режим елбасы пытался сломать Владимира Козлова. Слава богу, живем не за железным занавесом, а посему охранка побоялась физически давить на политика, как на рядовых нефтяников — избивая их и насилуя. Однако стремление нагадить по мелочи проявлялось во всем. Козлову не давали свиданий с женой вопреки законным правам. Его помещали в заплесневелые камеры с клопами и крысами. Это типичное шаблонное стремление сломать политика как личность.
Ваке, как я иногда его в шутку называю, бескомпромиссный. Из-за этого у нас часто были споры, я знал, что он человек сложный, и доведись нам работать вместе, конфликта было бы не избежать. Но теперь я понимаю, что благодаря именно этой бескомпромиссности Владимир Козлов за полгода не сломался и не сломается впредь. Благодаря ей он, 52-летний мужик, отжимается от пола уже 24 раза, а когда попал в тюрьму, отжимался всего 15. Он становится сильнее и телом, и духом. Недаром ему дали прозвище «железный Феликс», которое когда-то получил в кругу революционных товарищей будущий глава ВЧК Феликс Дзержинский.
Не верю!
Задумываюсь над тем, кто бы из всех этих интриганов, находящихся во власти, смог так держаться? Понимая, что с точки зрения закона и логики ты не виноват. Что достаточно пойти на соглашение с теми, кто тебя упрятал, и будешь на свободе. Насколько хватит самих следователей, прокуроров и начальников СИЗО, если завтра им придется отвечать за содеянное?
В их умах царит уверенность, что они будут нужны любому режиму, потому как являются верными псами системы. Опять же из личного опыта общения, правда, не со следователями КНБ, а с полицейскими, которые именно так и считают, прихожу к выводу, что эти люди чувствуют свою безнаказанность из-за уверенности в своей необходимости власти.
Исторический пример для них — это собственно падение СССР и сохранение позиций силовиков при следующем режиме. Элементарный недостаток образования и низкий интеллектуальный уровень не позволяют им даже задуматься над тем, что их вполне может ожидать участь особо рьяных сотрудников НКВД-ОГПУ, массово стрелявшихся после ареста Берии. А ведь тогда политический строй не изменился. Я уж не говорю о том, что в случае кардинальной смены власти в Казахстане все эти преданные ищейки, которые себя и людьми-то не считают, а какими-то псами, лишенными достоинства, могут остаться за бортом жизни, как многие сотрудники Штази ГДР или СБ Польши.
Так стоит ли всерьез принимать приговор этого «трикотажного» суда? Для кого Козлов станет преступником после вынесения приговора? Пусть каждый из нас задаст этот вопрос себе. Лично для меня как гражданина этот процесс не играет никакой роли. И следователи, и прокурор, и судья, и основные «заказчики» находятся на морально-нравственном уровне намного ниже Владимира Ивановича, и судить его у них нет никакого права. Более того, я уверен и останусь при своем мнении, что преступником в зале суда будет не Козлов, а тот, кто его приговорит. Так же как те, кто «шили» это дело. Так же как и прокурор, который «ознакомился» с 62 томами за один день. Я не верю этому суду, я не верю этой власти.
P.S. Владимир Козлов — личность. Говорю это с уверенностью, потому что знаю его. Мы не были близкими друзьями, между нами даже были недопонимания одно время. Но однажды мы поговорили по-мужски. Нет, без кулаков, просто сели и расставили все точки над i, после чего Владимир Иванович сказал мне: «Я бы с тобой в разведку пошел». С того момента у меня к нему сформировалось отношение как к мужчине, с которым можно оказаться плечом к плечу в бою. Редкое качество в наши дни, когда ты уверен в человеке настолько.
Потому что с Козловым можно сесть и без обиняков поговорить. Только не фальшивить и юлить, а высказать все, что думаешь. Можно резко, можно с руганью выпустить пар, но не оставить недомолвок. И Козлов после этого не будет за спиной плести интриги, обманывать и пытаться ударить исподтишка. Нет в нем всего того, чем славятся у нас акординские старцы.
Источник: Деловая газета “Взгляд” №29 (257) от 15 августа 2012 года
Continue Reading:
Смотреть на клоунов необязательно в костюме