Наш корреспондент снова вылетела в Актау вечером в понедельник, и утро вторника началось для нее с посещения акимата области — без специального разрешения в Жанаозен до сих пор не попасть. Разговор с Асель Каншировой, и.о. руководителя
В конце концов из уст
- Как только появится возможность, мы обязательно вас свозим в Жанаозен. Все, что вам необходимо, это принести в приемную акимата подтверждающие документы, что вы являетесь корреспондентом своего издания, и удостоверение личности.
- В 11:00 по местному времени мы вместе с находящимися сейчас в Актау блогерами были в акимате, — рассказала нам наш корреспондент по телефону. — Я сразу же представилась, показала удостоверение. В приемную нас не впустили, но девушка собрала у нас документы и ушла всех регистрировать. Затем, вернувшись, взяла наши телефоны и пообещала, что как только решится вопрос с поездкой, нам сразу же позвонят. Но пока тишина.
Следующим шагом нашего корреспондента был визит в ГУВД. Цель — узнать, поступили ли арестованные из Жанаозена. Однако получить информацию в дежурной части не удалось: по словам полицейских, все, кто может хоть
Зато удалось получить информацию о задержанных несколько дней назад Айман Унгарбаевой и Наталье Ажгалиевой.
Первая в подробностях рассказала, как их допрашивали следователи, изощряясь в ненормативной лексике.
- Они начали давить на нас: мол, мы виноваты, мы зачинщики массовых беспорядков. Нас с Наташей вначале повезли в ГУВД, там нас разъединили, заставили писать объяснительные, что видели, как все было. Я написала, что 15 числа акимат начал ставить юрты, а мы беседовали с акиматовскими, чтобы не было этого. И что нас не послушались. Я также написала, что мы не виноваты, никто изначально не был замешан в драке, мы всегда мирно стояли и т.д. А они нам заявили, «что если бы вы так не стояли бы, столько людей не погибло бы, пусть на вашей совести будет кровь погибших молодых людей и пусть на вас падут проклятия матерей, потерявших своих детей».
Про Наталью Ажгалиеву Айман сказала, что ее привезли на допрос в тяжелом состоянии. Как выяснилось, она уже давно болеет, ее здоровье подкосилось сразу же после 15 суток административного ареста и голодовки. Но, несмотря на это, с ней обращались очень грубо, словесно унижали и оскорбляли.
- После ГУВД нас повезли в прокуратуру, там меня допрашивал молодой следователь. Такие молодые ребята, а сколько злости и ненависти в них! На нас кричали, нецензурно выражались. Мне там стало плохо, после того как мне показали альбом с убитыми людьми. Там было 15 фотографий. Я до сих пор содрогаюсь, когда вспоминаю это. Пока я поняла только, что мне хотят «пришить» статью по организации массовых беспорядков, но раз меня отпустили и не предъявили официального обвинения, значит, у них на меня ничего нет.
Заметим, что допрашивать Айман начали в 12 часов дня и только в 9 вечера отпустили домой. На следующий день, когда и Айман, и Наталья уже были с адвокатами, «в прокуратуре все стали такими любезными, мило улыбались».
Между тем в редакцию продолжают поступать звонки от родственников людей, пропавших без вести и задержанных силовыми органами. Наш корреспондент пытается узнать их судьбу. Следите за нашими публикациями.
Excerpt from:
«Сколько же в них ненависти к нам!»