Карательный оттенок довольно четко прослеживается в последних политических событиях в четырех ключевых странах постсоветского пространства – России, Беларуси, Казахстане и Украине.
Автор: Александр НАРОДЕЦКИЙ
Массовые протесты в России в декабре прошлого года попытались предотвратить арестом оппонентов власти. Под административный арест попали такие известные лидеры оппозиции как Алексей Навальный, Илья Яшин и Сергей Удальцов. Жесткий прессинг дал противоположный результат. Манифестации распространились по всей стране.
В Беларуси в заточении находится группа лидеров оппозиции режиму Лукашенко, среди которых Сергей Коваленко, который голодает почти два месяца — с момента своего ареста.
На протесты голодающего оппозиционера власть реагирует могильным молчанием. То есть Александр Лукашенко остается верен себе, ослабить общую для белорусского общества удавку он может, только если надо позаигрывать с общественным мнением Запада.
Подобная реакция хорошо знакома казахстанскому обществу. Уже не раз Назарбаев лично и его подчиненные демонстрировали свою жесткость по отношению к политическим оппонентам. Более того, в последнее время Назарбаев по-своему перехватил инициативу в лидерстве по ужесточению режима.
За ним стопа в стопу пытается двигаться президент Украины. Например, президент Казахстана решил провести очередную зачистку в рядах оппозиции судебными процессами против Игоря Винявского и Владимира Козлова. Украинский президент обезглавил два оппозиционных движения, бросив за решетку лидера партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко и руководителя политического объединения «Народная Самооборона» Юрия Луценко.
Юлия Тимошенко в прошлом году прошла через контролируемую властью судебную систему, процесс против нее завершился приговором в семь лет заключения. А на прошлой неделе закончился суд над Юрием Луценко. Прокуратура запросила в качестве наказания для него четыре с половиной года заключения. Суд пока не вынес решения. Приговор ожидают к концу месяца.
Между тем последнее слово Луценко на процессе было опубликовано во многих украинских изданиях. Подсудимый полностью отверг все обвинения, считая, что они политически мотивированы.
В Казахстане несколько лет назад столкнулись с подобным явлением, когда осудили известного правозащитника Евгения Жовтиса. Во многих международных протестах на этот приговор указывалось именно на его политическую мотивированность.
Юрий Луценко в своей речи также заявил о том, что он принимает вызов власти как месть за его оппозиционную деятельность. И дальше затронул ряд проблем, которые так или иначе касаются всех автократических режимов постсоветского времени.
Например, он открыто исключил любую возможность Януковича быть переизбранным на второй президентский срок в 2015 году. «Власть Януковича обладает всеми признаками мафиозного семейного клана, целью которого является полная и неограниченная власть, конвертированная в деньги, а деньги конвертированы во власть. Этот спазм истории отечественного тоталитаризма показывает нам результат безразличия на выборах и цену изнасилованной Конституции».
Именно поэтому Юрий Луценко считает, что режим криминальной олигархии будет обречен в 2015 году — во время следующих президентских выборов в Украине.
Юрий Луценко в этом мнении далеко не одинок. Об этом говорят белорусские оппозиционеры, рассуждая о режиме Лукашенко, на это надеются российские критики режима Путина. Такой приговор режиму Назарбаева не раз звучал из уст казахстанских оппонентов власти. В этом смысле все автократы постсоветизма подведены под один знаменатель.
Значит ли это, что они обречены на потерю власти? Не факт. Ведь они будут делать все возможное, чтобы ее не только сохранить, но и упрочить. Что они, собственно говоря, и делают. Поскольку для них власть — это не только удовлетворение своего финансового и иерархического тщеславия.
Судьбы Назарбаева и Путина родственны судьбам Януковича и Лукашенко еще и своими прогнозами на будущее. Согласно им, если падут режимы, то самое лучшее, что их может ожидать тогда, это тюрьма.
Read the original post:
Скованные одной цепью