В Великобритании разгорается скандал вокруг так называемых золотых виз. Британские The Sunday Times и “Четвертый канал” провели журналистское расследование и выяснили, что богатые иностранцы могут получить паспорта Великобритании, не раскрывая полного источника своего богатства, то есть скрыв часть информации о себе от британских властей, пишет Forbes.
Чтобы сделать такой вывод корреспонденты провели эксперимент, длившийся около трех месяцев. На основе расследования был снят фильм, который выйдет на телеэкраны Туманного Альбиона в понедельник, 22 июля.
Оказалось, что лицам с небезупречным бэкграундом заполучить британскую “золотую визу” помогают посредники в компаниях, оказывающих консультационные услуги при получении инвестиционных виз. Этих советников сняли на скрытую камеру.
Они рассказали работавшему под прикрытием журналисту The Sunday Times, что помогли получить “золотую визу” члену семьи Муамара Каддафи, сыну коррумпированного министра тайского правительства, обвиненному во взятках египтянину, а также гражданину Эритреи, который возможно участвовал в сделках с военными Анголы.
Кроме того, они помогали миллионерам из Ирана и Ирака, чей бизнес попал под западные санкции. Один из собеседников заявил, что обойти антикоррупционные проверки было “проще простого”.
Великобритания выдает “золотые визы” бизнесменам при условии вложения в британскую экономику средств в объеме не менее двух миллионов фунтов.
Как пишет The Sunday Times, среди тех, кто получил “золотые визы” есть выходцы из постсоветского пространства:
Замира Гаджиева — жена осужденного в Азербайджане банкира Джахангира Гаджиева. Она первая иностранка, арестованная в Великобритании за легализацию незаконно полученных средств.
Российский бизнесмен и информатор по “делу Магнитского” Александр Перепеличный, скончавшийся от внезапной остановки сердца в 2012 году в возрасте 43 лет.
Украинский олигарх Геннадий Боголюбов, купивший дом в Лондоне за 62,5 милллиона фунтов. Он обвинялся (вместе с магнатом Игорем Коломойским) в банковских махинациях и целой серии преступных транзакций с участием украинского “ПриватБанка”.
Сын беглого казахстанского банкира Мухтара Аблязова — Мадияр Аблязов. “27-летний казахстанец заплатил за инвесторскую визу, будучи студентом в 2008 году, используя деньги, подаренные отцом Мухтаром Аблязовым — политиком, который борется с обвинениями в растрате и ненадлежащем управлении миллиардами фунтов банковских активов. Сам Аблязов заявляет, что обвинения против него политически мотивированы”, — говорится в статье британской газеты.
В июле 2017 года британская The Guardian сообщала, что Мадияр Аблязов получил британский вид на жительство в 2013 году, подав на инвесторскую визу, для чего его отец Мухтар перевел на его имя в швейцарский банк более одного миллиона фунтов стерлингов.
В субботу, 20 июля, депутат Палаты общин Маргарет Ходж призвала отказаться от такого подхода к выдаче виз. “Мы с распростертыми объятиями пускаем в страну грязные деньги. Мы никогда не будем строить на них британскую экономику”, — заявила она.
Грязные деньги
Великобритания выдает «золотые визы» бизнесменам при условии вложения в британскую экономику средств в объеме не менее £2 млн. С 2008 года такой документ получили 11 000 человек. Они имеют право жить на территории Великобритании и подавать документы на получение полного гражданства. Зачастую, получив вид на жительство, бизнесмены выводят деньги обратно в офшоры, отмечает The Sunday Times.
В субботу депутат Палаты общин Маргарет Ходж призвала отказаться от такого подхода к выдаче виз. «Мы с распростертыми объятиями пускаем в страну грязные деньги. Мы никогда не будем строить на них британскую экономику», — приводит ее слова The Sunday Times.
Лондон уже пробовал решить проблему «грязных денег». С 2018 года согласно закону о «криминальных финансах» (Criminal Finances Act) власти могут применять к владельцам крупных состояний не из стран ЕС и живущим в Великобритании «запросы о богатстве неясного происхождения» (Unexplained Wealth Orders (UWO). Этот механизм позволяет властям требовать от владельцев состояний объяснить происхождение их активов стоимостью выше £50 000. В случае, если владельцы не смогут убедить власти в законном происхождении активов, эти активы могут быть арестованы.
При этом британские власти пока прибегали к механизму UWO только три раза. В среду такой ордер был применен к неназванному бизнесмену, занимающемуся недвижимостью, — его заподозрили в получении финансирования от торговцев наркотиками и оружием, писала Financial Times. В прошлом году механизм был применен в отношении Замиры Гаджиевой, жены азербайджанского банкира Джахангира Гаджиева, приговоренного к 15 годам заключения судом Баку за хищения и в связи с другими обвинениями. В мае ордер был применен к владельцу лондонской недвижимости на сумму £80 млн (около $100 млн), личность которого не была раскрыта.
Источник: https://www.facebook.com/plugins/post.php?href=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fzagranburo%2Fposts%2F2762565217106902&show_text=true&width=500
Статьи по теме:
The Case of Ablyazov: Lack of Political Will Bland, Stephen M.
Unexplained wealth orders are new weapon in war on illicit assets
The ‘golden visa’ deal: ‘We have in effect been selling off British citizenship to the rich’