«Меня задержали, я — в Алмалинском РУВД!» — только и успел сообщить вчера вечером по телефону соцсопровец Арман Ожаубаев соратникам. Полицейские же разводили руками — нет у нас такого, и все! Позже выяснилось: силовики лукавили.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
История, похожая на киношную, произошла в Алматы в понедельник, 9 апреля. Мы с товарищами подвезли Армана Ожаубаева к торговому центру City Plus, что на улице Толе би. Через несколько минут он позвонил на мобильный: «Меня задержали полицейские», — успел сообщить Арман (на часах было 22.43). «Я — в Алмалинском РУВД», — через несколько минут снова позвонил он, и разговор оборвался. После этого телефон Армана был уже отключен, и мы поехали в Алмалинское РУВД.
- У нас же район большой. Может, его в РОП увезли? У нас такого нет, — заявили нам в дежурной части.
Поехали туда, куда послали, — отделение полиции при УВД Алмалинского района. Но и там нам заявили, что не только Армана, вообще никого не задерживали последние два часа. Снова вернулись в Алмалинское РУВД.
- А, да! Есть Арман! Да только что привезли, — оправдывался дежурный — Там на него жена заявление пишет.
- Он не женат…
- Ну, значит, сожительница.
Мне разрешили пройти (благо с собой было удостоверение правозащитника) в так называемый обезьянник, чтобы убедиться, что с ним все в порядке, и узнать, на каком основании он был задержан. В камере сидели два молодых человека.
- И где Ожаубаев?
- Какой Ожаубаев?
- Вы что, издеваетесь? Арман Ожаубаев!
- Ну вот Арман, других у нас нет, — развел полицейский руками.
Попросила встретиться с кем-нибудь из руководства УВД. В ответ заявили — все разошлись по домам. Телефоны дежурного прокурора не отвечали.
- Я все кабинеты обзвонил, ну нет у нас Ожаубаева! — заявил дежурный.
Поехали в ДВД Алматы заявлять, что человек пропал: был задержан полицейскими, а где находится — неизвестно. Время — за полночь. Сонный постовой сообщил: напишите заявление, опустите его в ящик, больше помочь ничем не могу. Пока мы составляли документ в управлении собственной безопасности ДВД, позвонил друг Армана — активист нашелся все в том же Алмалинском РУВД.
- За расклейку листовок задержали, он — в кабинете у начальника отдела общественной безопасности, — сообщил нам полицейский на проходной — Мы его не регистрировали, поэтому не знали, что он у нас. Его сразу в кабинет увели.
- Меня задержали люди в гражданке, показали удостоверение служебное и в машину посадили, потом сюда привезли, — рассказал Арман, выйдя из РУВД уже во втором часу ночи. — Сразу — в кабинет к начальнику отдела общественной безопасности, к капитану Акылбекову привели. Туда же приехали из ДВД сотрудники управления общественной безопасности, на камеру снимали и требовали, чтобы я сказал, что эти листовки мне Бахытжан Торегожина дала. Я отказался. Пояснил им, что на Абая — Гагарина кто-то клеил листовки и я у них взял несколько штук.
В отношении Армана Ожаубаева был составлен протокол об административном задержании.
- Сказали, что по 387 статье, 1‑й части, привлекать будут — нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов, — сообщил Арман.
Санкция за данное правонарушение влечет предупреждение или штраф в размере до 20 МРП. На следующее утро Арман, как ему было предписано, явился в УВД Алмалинского района, но на проходной его не пустили, сообщив, что все уехали в управление собственной безопасности ДВД на совещание. Так что кара Армана пока не постигла.
Мы созвонились с президентом ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожиной с вопросом, знает ли активистка, что против нее собирают показания. Тем более что, по словам Армана Ожаубаева, полицейские рассказали ему, что уже имеют на руках показания против Бахытжан Торегожиной ранее задержанных студентов-волонтеров.
- Им нужен донос на меня. В прошлый раз ко мне в офис присылали провокаторов, которые написали заявление о том, что я им показала, что такое «Фэйсбук». По всей видимости, полицейским нужно основание, чтобы посадить меня на 15 суток перед митингом 28 апреля. Они полагают, что я организатор и если меня закроют, то митинг не состоится, — прокомментировала ситуацию г‑жа Торегожина. — Либо хотят уголовное дело состряпать. В данном случае якобы я толкаю людей на противоправные действия. Но это вилами на воде писано!
По словам Бахытжан Торегожиной, 28 апреля уже третий митинг, который «раскручивается» через «Фэйсбук».
- В самом начале группу «Несогласных» в соцсети открыла я, но потом ее взломали. Вторую группу уже открывали другие люди. Полицейские до сих пор считают, что, раз инициатором была Торегожина, значит, она является неформальным лидером. У них есть установка — и все, они не думают, что в Казахстане есть люди с другим мышлением, несогласные с нынешней ситуацией, — считает наша собеседница. — Они думают, что если нейтрализуют Торегожину, то все движение несогласных умрет. Вот как с «Алгой»: посадили Козлова, и думают, что «Алга» вся рассыплется. Они считают, что все сконцентрировано на факторе лидерства. Если лидера выдернули, то все это распалось. Они не понимают, что гражданское общество просыпается, что фактически этот митинг готовлю не я. Но у них установка. Им осталось только с женщинами воевать…
К слову сказать, официально подавать заявку на проведение митинга 28 апреля перед Дворцом культуры представители гражданского общества намерены и на этот раз. Правда, кто конкретно это будет делать, пока неизвестно.
Что до листовок, то ничего крамольного в них нет — это просто стикеры, без лозунгов и призывов свергнуть конституционный строй или лично президента. Так что наказывать Армана, по сути, не за что. Судите сами: