Правительства Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана не обеспечили соблюдения своих основополагающих обязательств в области прав человека, а в ряде случаев допускали новые нарушения. Об этом говорится в опубликованном Всемирном докладе Хьюман Райтс Вотч – 2015.
В регионе было принято новое уголовное законодательство, ограничивающее основные свободы и было выдвинуто несколько законопроектов, чреватых серьезным ограничением деятельности неправительственных организаций. Власти держат людей за решеткой по политически мотивированным обвинениям и жестко ограничивают свободу СМИ и собраний. Безнаказанность за пытки остается нормой во всех странах региона, пишет Human Right Watch.
«В условиях, когда в минувшем году основное внимание было приковано к глобальным кризисам, правительства стран Центральной Азии практически без последствий для себя совершали серьезные нарушения широкого круга прав человека, — говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. — Правительства государств региона должны ответить за невыполнение их обязательств в области прав человека, в противном случае негативные тенденции будут только нарастать».
Некоторые из этих глобальных кризисов вызвали обеспокоенность у правительств стран Центральной Азии, включая конфликт в Украине, вывод большей части натовских войск из Афганистана и вербовку боевиков для экстремистской группы «Исламское государство» (также известна как ИГИЛ). Эти проблемы могут сохраняться и в 2015 г. Правительства центральноазиатских государств обязаны реагировать таким образом, чтобы при этом не нарушались основополагающие права, и международные партнеры играют ключевую роль в обеспечении соблюдения этого стандарта.
25-ое издание 656-cтраничного ежегодного Всемирного доклада Хьюман Райтс Вотч посвящено обзору ситуации с правами человека более чем в 90 странах. Во вступительном эссе исполнительный директор организации Кеннет Рот настоятельно призывает правительства признать, что в смутные времена права человека служат надежным нравственным ориентиром, а их ущемление чревато возникновением новых или усугублением существующих угроз безопасности. Сиюминутная выгода от отказа от основополагающих ценностей свободы и недискриминации, как правило, дорого обходится в долгосрочной перспективе.
В Кыргызстане, где в последние годы предпринимались определенные шаги в направлении демократизации и блокировались законопроекты, направленные на ущемление прав и свобод, в 2014 г. ситуация с правами человека значительно осложнилась. В парламенте рассматривался законопроект, который ставил ‘клеймо’ «иностранного агента» на НПО, также был инициирован откровенно дискриминационный законопроект, чреватый серьезным ограничением прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Активисты подвергались притеснениям и нападениям, правозащитник Азимжон Аскаров несправедливо остается за решеткой. По одному из немногих продолжающихся процессов о межэтническом насилии 2010 г. власти не обеспечили привлечение к ответственности по фактам посягательств на подсудимых и их адвокатов в залах суда. Всепроникающий характер носят дискриминация и насилие в отношении женщин и ЛГБТ.
В Казахстане власти подавляли свободу слова и мирное выражение инакомыслия. Было закрыто несколько независимых и оппозиционных газет, также были введены законодательные нормы, еще больше ужесточающие контроль за реализацией основополагающих свобод ассоциации, выражения мнений, религии и собраний; критики власти, в том числе Владимир Козлов, оставались за решеткой. Казахстан объявил политику нулевой толерантности в отношении пыток, сотрудники национального превентивного механизма по предупреждению пыток начали мониторинговые посещения. Однако безнаказанность за постоянные заявления о пытках и недозволенном обращении остается нормой.
Ситуация с правами человека в Таджикистане продолжала ухудшаться на фоне подавления властями свободы выражения мнений, лишения свободы оппозиционных лидеров, судебного дела об «оскорблении» против одного из ведущих независимых информагентств и ареста ученого по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Правительство блокировало различные сайты, рассматривало возможность введения закона об обязательном декларировании неправительственными группами всех средств, полученных из иностранных источников, а также притесняло правозащитные группы. Как о потенциально позитивном моменте, требующем дальнейшего отслеживания, можно говорить о создании несколькими группами и Уполномоченным по правам человека в Таджикистане группы по мониторингу соблюдения прав человека в местах задержания и лишения свободы.
В исключительно неблагополучной ситуации с правами человека в Туркменистане никаких реальных улучшений не произошло. Глубоко авторитарный режим ограничивает основные свободы ассоциации, выражения мнений и религии, страна фактически закрыта для независимого контроля. Независимые неправительственные организации не имеют возможности свободно работать, а активисты, правозащитники и журналисты, включая тех, кто живет в изгнании и их семьи в Туркменистане, подвергаются постоянному риску мести со стороны государства. Власти используют лишение свободы как инструмент сведения политических счетов и отказываются раскрывать информацию о состоянии и местонахождении десятков человек, которые находятся в тюрьмах, известных своей жестокостью, некоторые — уже больше десяти лет. В международном праве такая практика квалифицируется как насильственное исчезновение.
Авторитарный президент Узбекистана Ислам Каримов, который уже четверть века остается у власти, задействует всю мощь разветвленного аппарата госбезопасности для борьбы с реальными или мнимыми оппонентами. Власти подавляют любые формы свободного выражения мнений и не допускают никакой организованной политической оппозиции, независимых СМИ или свободы религии. На сборе хлопка применяется принудительный труд взрослых и детей, широко распространенные в уголовном судопроизводстве пытки происходят при почти полной безнаказанности. Тысячи правозащитников, оппозиционных активистов, журналистов, верующих, деятелей культуры и других лиц лишены свободы по политически мотивированным обвинениям.
«Какими бы ни были кризисы в других странах, партнерам Центральной Азии в США, Евросоюзе и по всему миру нужно срочно сосредоточиться на неотложной необходимости повышения планки стандартов в области прав человека в регионе, чтобы правительства центральноазиатских государств получили сигнал о том, что нарушениям должен быть положен конец», — говорит Хью Уильямсон.