Единственный в РК питомник хищных птиц, занесенных в Красную книгу, требуют закрыть прокуроры Карасайского района Алматинской области. Блюстители законности настаивают, что центр не может располагаться на территории национально парка, используя земли не по назначению, и, более того, от него по округе разносится неприятный запах. Убедиться в гигиеничности объекта приехала лично судья Специализированного экономического суда.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
Соколинный центр «Сункар» находится под пристальным вниманием прессы и общественности последние несколько недель, с тех пор как уникальный питомник, созданный еще в 1989 году с целью разведения редких и исчезающих видов птиц и реинтродукции их в природу, вздумали закрыть по иску прокуратуры. Надзорный орган требует признать деятельность объекта противозаконной и снести все жилые постройки, занимающие территорию в 1,4 га.
Питомник расположился в живописном горном районе по трассе к санаторию «Алмарасан», что на территории Иле-Алатауского национального парка. За 23 года существования в нем вырастили более 700 пернатых, из них около 500 соколов были выпущены на волю. Все находящиеся в центре хищные птицы являются исчезающими видами — это сокол-балобан, черные грифы, степные орлы, шахины, сапсаны, беркуты и т.д.
Но не только пернатыми славится центр. Как уточнил на выездном судебном процессе, состоявшемся в пятницу, 1 февраля, директор центра Ашот Анзоров, здесь разводят коней, охотничьих собак и даже волков.
- У нас 47 лошадей, в основном обычной казахской породы, 43 охотничьи собаки пород алабай и таз и 435 птиц, — перечислил Ашот.
Когда журналисты вместе с судьей Специализированного экономического суда (СМЭС) Есжановой дошли до лаборатории и инкубатора, в разговор вступил владелец питомника Виктор Буликбаев.
- У нас есть уникальная лаборатория для искусственного осеменения птиц. Чтобы перенять опыт, к нам приезжают специалисты из Европы. В каждом вольере, которые мы называем «любовным центром», у нас установлена камера, и мы можем наблюдать, как происходит вынашивание, высидка яиц и вылупление птенцов. Это позволяет нам следить за здоровьем пернатых, что является одним из основ благополучного разведения. И вы представьте, такой уникальный центр, который в неволе разводит хищных птиц, занесенных в Красную книгу, кто-то хочет закрыть только из-за того, что «от него воняет». Вы сами видите, какой порядок в центре. Чувствуете вонь или какой-нибудь неприятный запах? — обратился г‑н Буликбаев к судье Есжановой.
Судья СМЭС, как нам показалась, осталась под впечатлением от увиденного. Виктор Буликбаев в беседе с журналистами выразил надежду, что суд, убедившись в необоснованности обвинения, примет справедливое решение.
Адвокат ответчиков Сергей Кишкинов уточнил, что до осмотра центра в Каскелене состоялось уже семь заседаний суда. И на предпоследнем решение посетить питомник было принято обоюдно.
Утром, перед поездкой, в Карасайском районном суде по гражданским делам прошло судебное слушание. Со стороны истца на него пришел новый представитель — помощник прокурора Карасайского района Арсимбетов. Как выяснилось, ходатайство поменять представителя было сделано ответчиками из-за того, что предыдущий не мог внятно ответить ни на один вопрос. Но и этот товарищ на все вопросы защитников центра «Сункар» о том, почему прокуратура только спустя 23 года увидела нарушения в деятельности питомника, получении разрешения на регистрацию и близости границ центра с национальным парком, говорил: «Я не могу ответить на этот вопрос, потому что в предыдущих проверках, проводимых прокуратурой в течение этого периода, я не участвовал».
Ответчики также ходатайствовали о вызове в суд представителя государственного национального природного парка (ГНПП). Но он не явился. Вместо него в процессе участвовал представитель Минюста, который заявил, что при регистрации центра Министерство не усмотрело в его деятельности ничего противозаконного. Также в суд был приглашен заместитель акима Карасайского района. Он тоже подтвердил, что выдача земли для центра была законной.
Сам государственный обвинитель апеллировал тем, что частный центр находится на территории национального парка и это уже само по себе незаконно. На это ответчики заявили, что на самом деле центр находится на границе, а не на особо охраняемой земле. Более того, на территории ГНПП расположено около ста хозяйств, включая рестораны.
Для того чтобы разрешить спор с рубежами, был приглашен представитель отдела земельных отношений Карасайского района. Он принес карты, схемы территории ГНПП, документы по регистрации юридических лиц. Около 40 минут всем миром, включая судью, судебного секретаря, истца, ответчиков и журналистов, столпившись вокруг стола судьи Есжановой, мы пытались найти границы центра на территории ГНПП. Но, как оказалось, на старых картах их нет, а на новых центр пунктирно где-то на краю территории парка неточно очерчен.
- Представитель земельного отдела сам признал этот факт неточным. Он сказал, что обозначение границ центра на территории ГНПП — это ошибка, — заявил после заседания суда адвокат ТОО «Сункар» Сергей Кишкинов.
По непроверенной информации, раздор вокруг соколиного центра «Сункар» не что иное, как рейдерский захват хорошо развитого бизнеса. Как сообщают хозяева питомника, возможно, к этому приложена рука родственника председателя областного суда, который построил метрах в 300 от центра особняк.
Именно до этого дома доходит неприятный запах от конюшен и вольеров, хотя в течение 23 лет, уверяют владельцы питомника, жалоб со стороны других жителей и различных хозяйств не поступало.
Следующее слушание по этому делу состоится 5 февраля в Талдыкоргане.
Смотрите видеосюжет на нашей странице в YouTube: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Ps2wSzv5ZNU