Вечером и ночью ехал в Харьков из Симферополя. Само собой в купе начался разговор о Крыме, о Майдане и об общей ситуации в Украине. Все три попутчика имели различные мнения, поэтому все спорили со всеми. Естественно и я свои пять копеек добавлял, поэтому спорили допоздна.
Интересно, что ни один из моих попутчиков не придерживался ни крайне националистических взглядов, ни откровенно проросиийских. Все рассуждали достаточно взвешено, критично оценивали действия Правого центра и новых властей. Действия России в Крыме моем купе все однозначно расценили как вмешательство во внутренние дела их страны. В ходе дискуссии сошлись на мнении, что русский язык должен стать вторым государственным.
Приехал рано утром. Времени в обрез — в обед нужно было уже уезжать в Киев, чтобы успеть на самолет. Пока ехал в центр, разговорился с таксистом. Задал всего лишь один вопрос: «Ну, и как вы тут»? и получил развернутый ответ с аргументами, примерами и соответствующими матерными выражениями в адрес своих невидимых оппонентов. Молодой парень (мать украинка, отец русский) материл всех — начиная от Януковича и Яценюка и кончая Правым центром и «зелеными человечками» в Крыму. Его лично достали все.
Он не за тех и не за других и вообще, если бы была возможность, давно бы свалил отсюда куда подальше. Не верит ни тем, ни другим, ни третьим. Все врут, все сволочи. Всех нужно гнать к такой-то матери и чем быстрее тем лучше. Крым ему не жалко, пусть Путин им подавится, а крымчане еще пожалеют. На вопрос о фашистах, не задумываясь, заявил, что фашисты — это те, кто во Львове и кто в Москве. При чем московские опаснее. И без тех и других в Украине все давно бы было хорошо.
В магазине, куда я зашел купить воды, подслушал разговор охранника и, видимо, его знакомого, которые обсуждали, что нужно сделать, чтобы повторить крымский сценарий по отделению восточной Украины. Эти были однозначно на стороне России. В ходе поисков человека, с которым мне рекомендовали поговорить в Харькове, состоялся еще один незапланированный разговор: пожилая женщина, узнав, что я иностранный журналист, вцепилась в меня мертвой хваткой, доказывая, что им не нужна Россия, что они хотят жить в независимой Украине и что нужно срочно ввести сюда войска НАТО. Шла за мной полквартала. Еле отбился.
Человек, с которым я приехал переговорить в Харькове, является одним из тех активистов, которые сегодня работают на отделение восточной Украины от Киева. Наш разговор, начавшийся как обычное интервью, в конце концов перерос в ожесточенный спор. На первых порах я еще пытался сохранить нейтралитет, однако когда последовал привычный набор сентенций об угрозах русским со стороны «майданутых», об идеологической несовместимости Западной и Восточной Украины, об исторических правах России на эти территории, о происках Запада, я, откровенно говоря, не выдержал. Тем более что в качестве аргументов он приводил давно уже дезавуированные фальшивки, распространяемые российскими СМИ. Короче, разговора не вышло: я не получил ни аргументов, ни фактов, не серьезного обоснования необходимости отделения от Украины.
По дороге в Киев состоялся еще один разговор, в ходе которого еще один мой собеседник достаточно убедительно доказывал, что на самом деле те самые пресловутые 300 долларов, которые якобы получает средний украинец, — это миф. По его мнению, в Украине слишком велика доля теневой экономики, и практически каждый второй украинец имеет никем не учитываемый приработок. Люди получают две зарплаты — одну официально, другую в конверте или со второй работы, которую они не афиширует. В итоге, по его мнению, реальный доход этой половины граждан Украины приближается к тысяче баксов в месяц.
Правда остается вторая половина Украины, которая влачит существование на 300 долларов. Вот они-то, по его мнению, и есть тот основной материал, из которого формируется недовольство украинской властью и желание убежать к относительно богатой России. Слушавший все это водитель такси, явно пророссийски настроенный, согласился с доводами моего попутчика и выдал буквально следующее: «Да получай я эту штуку баксов, на фиг бы мне сдалась Россия. А давали бы они (власть в Киеве)возможность зарабатывать две тыщи, я на их мове бы уже трещал без умолку».
Похоже устами этого простого русского украинца высказана основная причина всего нынешнего конфликта в Украине. А если это так, то ох как не вовремя крымчане поменяли гражданство. Проблемы Украины и России одни — авторитарная, вороватая власть. Отличие одно — у России есть нефть и газ, поэтому там есть, чем латать тришкин кафтан авторитаризма, неспособного обеспечить полноценную экономику.
Но Украина, положив 100 жизней своих граждан на алтарь Майдана, эту проблему пытается решить и скорее всего (с помощью Запада) ее решит. А Россия нет! Она остается в плену тотальной коррупции и всевластия воров-чиновников. В этом плане Россия медленно и верно движется в сторону Северной Кореи. У этих стран диаметрально противоположные пути развития. И думаю, нет смысла объяснять, чей путь лучше.