Вряд ли широкой общественности Казахстана, особенно той ее части, которая живет в сельской глубинке, известно, что ее президенту Нурсултану Назарбаеву во время его официального визита в Финляндию 17 октября один из дотошных зарубежных журналистов задал вопрос, как говорится, в лоб: намерен ли он участвовать в президентских выборах, которые предстоят в 2020 году.
Как передает информационная программа «Настоящее время. Азия, book», на то наш елбасы ответил: «Это очень часто задаваемый мне вопрос в последнее время. Если я в 2020 году уйду, кто будет обеспечивать добрую жизнь для детей наших маленьких? А если серьезно, наверное, вы точно думаете, что я немало лет работаю на этом посту. Каждые пять лет меня избирали, и с большим преимуществом. …И я, как первый президент независимого государства, основатель сегодняшнего Казахстана, мне предоставлено конституционное право выставлять свою кандидатуру. Наверное, такое решение я буду принимать в следующем году. А может быть, в 2020‑м. Вот тогда вы и узнаете».
Другими словами, Нурсултан Назарбаев по-восточному хитро-мудро дал понять мировому сообществу, что он не собирается скидывать с себя «оковы» президентства в ближайшие два года, а возможно, до своего физического скончания века. В 2020 году ему исполнится 80 лет.
Об этом и другом – наш диалог с Сериком МЕДЕТБЕКОВЫМ, руководителем Заграничного бюро казахстанской оппозиции, ныне живущим в Лондоне.
– А как комментируют западные политики и СМИ высказывания Нурсултана Назарбаева о том, что в Казахстане нет другого человека, кроме него, способного «обеспечить добрую жизнь для наших маленьких детей»?
– Казахстан занимает место на периферии международной политики. Именно поэтому Казахстан в основном известен по экзотическим или бессмысленным новостным поводам в виде фильма о Борате или выставке ЭКСПО. Нередко такими поводами становятся высказывания Назарбаева. В частности, о казахстанцах как о маленьких детях, которых он «опекает».
Насколько же нужно быть подлым и низким человеком, чтобы прикрываться фальшивой заботой и обворовывать этих «маленьких детей»! Настоящая, страшная правда (как и во всех авторитарных режимах) откроется после ухода Назарбаева. Но расследования преступной деятельности можно и нужно проводить уже сегодня: собирать факты, свидетельские показания, документы.
– Был ли обмен мнениями среди членов Загранбюро оппозиции Казахстана об избрании Назарбаева каждые пять лет с большим преимуществом?
– То, что власти Казахстана называют выборами, уже давно и прочно получило клеймо «не соответствует международным стандартам». Нынешние выборные законы Казахстана не заслуживают даже обсуждения. Есть смысл обсуждать только то, как выстроить новое нормальное выборное законодательство.
– Вам не кажется, что Назарбаев сильно «опустил» Казахстан перед мировым сообществом, высказав, что именно он является основателем государственности Казахстана, что дает ему конституционное право выставлять свою кандидатуру на должность президента столько, сколько ему вздумается?
– Любая диктатура стремится переписать историю под себя. Назарбаев не исключение. Он уже пытался рассказывать, как «пошел во главе колонны» во время декабрьских событий 1986 года.
Но образовательный уровень казахов и информационная насыщенность общественной жизни обрекают такие завиральные конструкции на осмеяние. Практику Назарбаева выставлять свою кандидатуру, сколько в его голову взбредет, правильно назвать «конституционным переворотом в Казахстане». Этот переворот не был одномоментным, он был растянут во времени и длится по сию пору. Проследить это довольно легко. Известны имена всех, кто разрабатывал, лоббировал и своими голосами принимал извращения первоначального Основного закона. Загранбюро оппозиции Казахстана участвует в этом большом международном расследовании.
– Как вам наверняка известно, новое движение в Казахстане, называемое «Форум «Жаңа Қазақстан», готовит проект новой Конституции Казахстана для постназарбаевского периода. Когда казахстанцы смогут ознакомиться с текстом этого проекта? Вы, как мы подозреваем, знакомы с ним.
– Проект новой Конституции обязательно будет представлен казахстанскому обществу для всенародного обсуждения. Сейчас в обществе и среди экспертов идут дискуссии вокруг ключевых моментов новой Конституции. В свое время текст Конституции должен быть представлен на настоящий свободный референдум.
– А в чем суть этих ключевых «моментов» в предлагаемых изменениях в Конституцию РК?
– Самые важные моменты проекта новой Конституции были приняты для дискуссии на самом первом Форуме «Жаңа Қазақстан». Это:
● Республиканская парламентская форма правления;
● Разделение властей;
● Независимость судов;
● Свобода прессы, запрет государственным органам учреждать и финансировать СМИ внутри страны;
● Многопартийность, свобода создания партий и объединений;
● Запрет на государственную идеологию, свобода собраний и митингов;
● Независимость и выборность местного самоуправления;
● Свобода ведения бизнеса и гарантии конкурентности в экономике;
● Запрет на куплю-продажу земли;
● Право граждан на владение огнестрельным оружием.
– Но козе понятно, что власти Казахстана никоим образом не воспримут этот проект. В таком случае зачем огород вам городить, пока Назарбаев у власти?
– Этот проект и не рассчитан на то, что нынешняя власть должна каким-то образом реагировать на него. Это – Конституция постназарбаевской эры. Но всё политическое окружение Назарбаева внимательно следит за нашей работой – это не секрет.
Сейчас власть пытается решить неразрешимую задачу: как передать власть новым людям и в то же время сохранить старую систему. Они мечтают о преемственности, в то же время – об эффективности. Что в принципе невозможно. Или преемственность неэффективной старой власти, или эффективность новой, которая решительно порвет с коррупцией и клановостью.
– Может ли Загранбюро выступать от имени казахстанской общественности и предложить проект Конституции на Венецианскую комиссию для экспертизы и оценки?
– Несомненно. Новая Конституция становится важным и основополагающим элементом транзитного и постназарбаевского периодов. Представители Форума «Жаңа Қазақстан» уже договорились о международной экспертизе проекта Новой Конституции. Его ждут в международных институтах и организациях ЕС, в том числе и Венецианской комиссии. В политических кругах США мы также обсуждали эту возможность.
– Нам известно, что Загранбюро казахстанской оппозиции совместно с Форумом «Жаңа Қазақстан» работает по списку Магнитского. Скажите, кто является главными фигурантами списка и в какие законодательные органы каких стран вы предложите этот список, чтобы он имел статус акта международного права?
– Давайте проясним сам вопрос. Существует возможность введения санкций в рамках принятого Конгрессом в 2016 году «Глобального акта о правах человека имени Магнитского» в отношении лиц, замешанных в преступлениях.
Мы инициировали и ведём сводное международное расследование в отношении лиц, виновных в трагедии в Жанаозене в 2011 году.
Нам известно, что, по меньшей мере, три независимые общественные комиссии были созданы для объективного расследования этих событий. Были опубликованы четыре отчета международными организациями по трагедии 2011 года. В Европарламенте состоялись слушания по событиям в Жанаозене.
Для нас важно объединить усилия и назвать людей, чьи действия или бездействия привели к трагедии Жанаозена. Мы привлекли влиятельные международные организации и экспертов, имеющих опыт таких расследований. Причем не только из круга профсоюзных или правозащитных организаций.
Мы хорошо знаем механизм и регламент внесения преступников в санкционные списки, и мы движемся по специальной «дорожной карте». Результатом должен стать «Список Жанаозена» для наложения санкций в соответствии с принятым Конгрессом США в 2016 году «Глобальным актом о правах человека имени Магнитского».
– Каков порядок исполнения этого акта, если он будет принят одной из стран Евросоюза?
– Людям, работающим на режим, разворовывающим государственные средства, исполняющим заведомо преступные приказы, – всем им уже приходится мысленно примеривать на себя неотвратимые последствия. Механизм персональных санкций давно известен. Воочию проследить, как он работает, можно на соседях.
– Чего нового ожидать казахстанцам от Форума «Жаңа Қазақстан», одним из учредителей которого вы являетесь? Говорят, в частности, в соцсетях, что Форум готовится к посттранзитному периоду Казахстана…
– Есть много причин, по которым Форум взял на себя политическую ответственность за транзитный и постназарбаевский период, одна из главных – неизбежная нелигитимность любого наследника, отсутствие легитимных путей передачи власти без риска потери государственности Казахстана.
Мы работаем для того, чтобы пройти эти важные для Казахстана вехи с наименьшими общественными потрясениями.
Форум «Жаңа Қазақстан» был создан и является открытой площадкой для всех патриотических сил казахстанского общества – гражданских активистов, лидеров общественного мнения, оппозиционных групп, протестного электората…
В Брюсселе на первом Форуме мы приняли документ, отражающий все направления деятельности Форума. Форум не является партией или какой-то другой формальной структурой, как иногда его хотят представить. Он открыт для всех казахстанцев.
– Напоследок. Как вы прокомментируете недавнее мероприятие по празднованию 100-летия ВЛКСМ?
– Само событие такого мероприятия – это прямой и неприкрытый вызов Назарбаеву, его Программе модернизации общественного сознания казахстанцев. Это еще раз показывает, как разваливается вертикаль власти елбасы. Для меня лично это – показатель того, что люди, называющие себя национальной элитой, остаются, по сути своей, совками.
Такое празднование в освободившейся от коммунизма стране – все равно, как если бы в США борцы с расизмом отмечали 100-летие Ку-клукс-клана и вспоминали, сколько чернокожих они линчевали в молодости.
Именно поэтому один из первых проектов Форума «Жаңа Қазақстан» стал «Закон о постназарбаевском периоде».
Все участники этого комсомольского шабаша станут первыми кандидатами на люстрацию и отстранению от государственной службы.
– Спасибо за интервью!
Азамат
ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»
(медиа-проект «DAT» №39 (451) от 1 ноября 2018 г.)