Сергей ДУВАНОВ: «Сегодня всех недовольных подбирают исламисты»
— В парламент были приглашены ряд известных экспертов для обсуждения новых законопроектов против терроризма и других. Нужно ли участвовать в таких обсуждениях? Поможет ли это принятию полезных для общества законов? Зачем власть стала приглашать людей, приобретших известность в СМИ и соцсетях, для обсуждения законопроектов?
— Понятно, что это не просто так. Задумка здесь скорее такая: прикрыться авторитетами из гражданского общества от критики, которая неизбежна в случае принятия столь недемократического закона, ущемляющего права и свободы граждан. Прием известный и не раз испытанный властями. Думаю, что каждый вправе сам решать, участвовать ему в таких обсуждениях или нет. Тут главное — с какой целью это делать. Нужно понимать, что мнения экспертов выслушают, но сделают все равно по-своему. В этом случае важно не промолчать и публично об этом сказать, что о твое мнение вытерли ноги и ты не имеешь никакого отношения к этому закону. В противном случае это будет выглядеть как участие в наступлении на гражданские права.
— Создано новое министерство по делам религий и гражданского общества. Какую функцию, по-вашему, будет выполнять данное ведомство? Нужно ли вообще создавать такое министерство?
— Само по себе создание отдельного министерства для НПО (для чиновников гражданское общество ограничивается НПО) и религиозных конфессий — это показатель важности угроз для власти со стороны НПО (работающих на иностранные деньги) и религиозных общин, которые при возможности могут стать серьезной политической силой. Так что это министерство нужно воспринимать как штаб по контролю и регулированию деятельности тех, кого в отсутствие оппозиции больше всего боятся люди во власти.
— Президент заявил о том, что к 2020 году казахстанцы будут жить лучше. Значит, он собрался править и в 2020 году, и после?
— Разумеется, а зачем бы тогда принимался закон, по которому он может быть президентом неограниченное количество раз. У НАЗАРБАЕВА сегодня нет причин уходить из власти. Зачем? В нынешней ситуации удивительно не то, что он не уходит из власти, а то, если бы он из нее собрался уходить.
— Авторитарный режим НАЗАРБАЕВА держится у власти вот уже 25 лет. Видите ли вы хоть какие-то признаки ослабления или упадка режима? Ведь тот же Назарбаев многими критикуется и уже явно является неким раздражителем общества.
— Никакого упадка и тем более агонии. Все на удивление достаточно прочно и стабильно. Даже несмотря на тяжелейший экономический кризис. И это вопрос не столько прочности политического режима, сколько незрелости казахстанского общества, его раздробленности, забитости и пассивности. Проблема долговечности казахстанского авторитаризма не в НАЗАРБАЕВЕ, а в казахстанцах, которые в своем большинстве не возражают против его правления и дальше. И не нужно обольщаться насчет того, что на кухнях все его критикуют и ругают. Это особенность обыденного сознания — быть вечно недовольными властью, но при этом бояться любых изменений в стране.
— Ирина ПЕТРУШОВА объявила о прекращении работы портала Республика. Будет ли Мухтар АБЛЯЗОВ, в случае освобождения из французской тюрьмы, продолжать борьбу с Акордой? Или это конец политической деятельности Мухтара Кабуловича?
— Это вопрос не ко мне. На него может ответить только сам АБЛЯЗОВ.
— В стране не осталось ни политических партий, ни политиков. К чему приведет отсутствие политической жизни в стране? Сколько будет продолжаться политическое безвременье?
— Свято место пусто не бывает. Придет время, и появится кто-то, кто заполнит эту пустоту. Тревожно, что нынешний оппозиционный вакуум исключает предсказуемость того, кто будет этим «кто-то». А учитывая нынешние тенденции, эти тревоги перерастают в откровенные опасения, что пустоту заполнят люди, далекие от понятий демократии и политической культуры. Власти допустили грубейшую стратегическую ошибку, зачистив поле от демократической оппозиции. Она была необходима, так как аккумулировала естественную протестность, облекая ее в цивилизованное русло. Сегодня всех недовольных подбирают исламисты. Ну кто от этого выиграл?
— Существует ли риск распада государственности в случае неожиданного ухода нынешнего президента, как это случилось в Узбекистане?
— Думаю, нет. По двум причинам. Во‑первых, потому что нет политических сил, заинтересованных в этом внутри страны. А во‑вторых, никто из сильных мира сего также не заинтересован в этом. Это никому сегодня не нужно.
Интервью подготовила И. Ергайыпкызы
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com