Вчера в Астане, где подписывался Договор о создании Евразийского экономического союза(ЕАЭС) в составе России, Белоруссии и Казахстана, случилась сенсация. Президенту Армении Сержу Саргсяну, заявившему о готовности его страны присоединиться к ЕАЭС, было выставлено жесткое условие: Армения войдет в новый союз только в границах, признанных ООН. Это означает, что возможные претензии Еревана на Нагорный Карабах и, тем более, на те несколько азербайджанских районов, оккупированных Арменией в ходе армяно-азербайджанской войны в начале 1990‑х, не будут признаны ее партнерами по будущему союзу.
Очевидцы, наблюдавшие за выражением лица армянского президента, услышавшего перед своим выступлением обращенные к нему слова хозяина саммита, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, утверждают, что это, мягко говоря, были не самые счастливые минуты в жизни Сержа Саргсяна. «Есть неприятная тема, заявил Назарбаев, — чтобы не возбуждать одного товарища в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках границ, признанных ООН с такой оговоркой».
Вряд ли кому-то из присутствовавших на церемонии надо было объяснять, что упомянутого «товарища» зовут Ильхам Алиев. Президент Азербайджана.
После этого президент Армении попросил «два-три дня» для поиска взаимоприемлемых решений, которые устроят партнеров, чтобы уже к 15 июня подписать Договор о присоединении Армении к Договору об образовании ЕАЭС. Такая вот будет формулировка у документа.
Армянские дипломаты, похоже, в некотором смятении. Замминистра иностранных дел Сергей Манасарян дал понять, выступая вчера в парламенте, что несмотря на слова Назарбаева, «остающиеся разногласия не носят концептуального характера». В Баку же выражаются гораздо менее корректно, — это «евразийская оплеуха Еревану».
Трудно сказать, каким эхом откликнется предъявленный Саргсяну в Астане ультиматум на внутриполитической ситуации в Армении. Скорее всего, серьезных потрясений не будет, поскольку у Еревана, еще год назад надеявшегося подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но уже в сентябре 2013-го вынужденного заявить о присоединении к Таможенному союзу, после украинских событий еще меньше остается пространства для маневра в сторону Европы. Ведь еще пару недель назад в ходе переговоров с прибывшим в Армению визитом президентом Франции Франсуа Олландом можно было услышать о еще остающихся у Еревана шансах подписать политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Теперь с этим покончено.
Верховным приоритетом для Армении остается военная и энергетическая безопасность, главным, а возможно, и единственным гарантом которой остается Россия. И вряд ли приходится сомневаться, что именно Москва определяет ту невиданную скорость интеграции, с которой Ереван стремится вступить сначала в Таможенный, а затем и в Евразийский союз.
Говорят, что ЕАЭС – исключительно экономический по своему содержанию проект. Так, да не так. Для Казахстана – да. Для Армении и России, как мы видим, вовсе – нет. Про Белоруссию и Киргизию – разговор отдельный
Источник: страница в Facebook https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=735724153153917&id=100001490181168