-13 C
Астана
20 декабря, 2024
Image default

Свято место пусто не бывает

После того как «пре­зи­дент­ский соло­вей» уле­тел в теп­лую и госте­при­им­ную Гру­зию, замет­но потуск­не­ла поли­ти­че­ская бел­ле­три­сти­ка, вос­пе­ва­ю­щая заслу­ги елба­сы. Но не зря быту­ет кры­ла­тое выра­же­ние, что «при­ро­да не тер­пит пусто­ты». Похо­же, вакант­ную долж­ность спе­шит занять совет­ник и пресс-сек­ре­тарь пре­зи­ден­та Дау­рен Аба­ев, кото­рый решил про­явить свой талант в напи­са­нии пане­ги­ри­ка, вос­хва­ля­ю­ще­го шефа.

Сочи­не­ние г‑на Аба­е­ва появи­лось в газе­те «Казах­стан­ская прав­да» и назва­но «Семь опор Назар­ба­е­ва». Дума­ет­ся, неспро­ста, учи­ты­вая, как елба­сы любит все­воз­мож­ные чис­ли­тель­ные, да и циф­ра «семь» име­ет некий сакраль­ный смысл.

Люби­те­лей ана­ло­гий спе­шу огор­чить, что ода пресс-сек­ре­та­ря никак не свя­за­на с куль­то­вым филь­мом Дэви­да Фин­че­ра «Семь» и в ней не идет речи о семи гре­хах — «чре­во­уго­дии», «алч­но­сти», «празд­но­сти», «гор­дыне», «похо­ти», «зави­сти» и «гне­ве», а, наобо­рот, о «впе­чат­ля­ю­щих успе­хах Казах­ста­на» под руко­вод­ством пре­зи­ден­та страны.

Но пер­вый же тезис Дау­ре­на Аба­е­ва вызы­ва­ет чув­ство недо­уме­ния. «Ядром всех про­ис­хо­дя­щих пере­мен было ста­нов­ле­ние госу­дар­ствен­но­сти. Фак­ти­че­ски с чисто­го листа — име­лись лишь остат­ки совет­ско­го аппа­ра­та, кото­рые кате­го­ри­че­ски не под­хо­ди­ли ни для суве­рен­ной демо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки, ни для рыноч­ной эко­но­ми­ки», — напи­сал пресс-секретарь.

Поз­воль­те, а сам Нур­сул­тан Назар­ба­ев, да и все его бли­жай­шее окру­же­ние раз­ве вышли не из «совет­ской шине­ли», раз­ве они не про­шли все сту­пень­ки того вре­ме­ни — от рай­ко­мов ком­со­мо­ла до гор­ис­пол­ко­мов и обко­мов пар­тии? Я так думаю, что этот абзац г‑н Аба­ев писал, явно не заду­мы­ва­ясь над скры­тым смыс­лом этой фразы.

Вто­рой тезис авто­ра гла­сит, что бла­го­да­ря Нур­сул­та­ну Назар­ба­е­ву в Казах­стане постро­и­ли уни­каль­ную модель «в усло­ви­ях этни­че­ско­го мно­го­об­ра­зия». «Все мы осо­зна­ем себя граж­да­на­ми еди­ной стра­ны, не забы­вая при этом о сво­их исто­ри­че­ских кор­нях, куль­тур­ных осо­бен­но­стях, язы­ке», — пола­га­ет Дау­рен Абаев.

Согла­шусь с авто­ром в том, что Казах­стан избе­жал граж­дан­ской вой­ны и меж­на­ци­о­наль­ные отно­ше­ния хотя и не иде­аль­ные, но вполне при­ем­ле­мые. Одна­ко совет­ник в упор не видит под­ни­ма­ю­ще­го голо­ву наци­о­на­лиз­ма, не слы­шит враж­деб­ных лозун­гов наци­о­нал-пат­ри­о­тов по отно­ше­нию к Рос­сии, не вспо­ми­на­ет о мил­ли­о­нах граж­дан стра­ны, кото­рые поки­ну­ли Роди­ну. И отток рус­ско­языч­но­го насе­ле­ния продолжается…

Тре­тий посту­лат рас­кры­ва­ет тему веро­тер­пи­мо­сти и рели­ги­оз­ной сво­бо­ды. «Духов­ная сво­бо­да в нашей стране суще­ству­ет не в текстах зако­нов и декла­ра­ций, а в душе каж­до­го ее жите­ля… Казах­стан пре­вра­тил­ся в один из миро­вых цен­тров меж­кон­фес­си­о­наль­но­го диа­ло­га», — напи­сал г‑н Абаев.

Дей­стви­тель­но, до недав­не­го вре­ме­ни так оно и было, и пре­зи­дент не уста­вал повто­рять, что Казах­стан — уни­каль­ное госу­дар­ство, где царит меж­кон­фес­си­о­наль­ное согла­сие. Одна­ко, после того как рес­пуб­ли­ку захлест­ну­ла вол­на тер­ро­ри­сти­че­ских актов, име­ю­щих под собой рели­ги­оз­ный аспект, при­шлось при­знать, что появ­ле­ние ислам­ских экс­тре­ми­стов, при­зы­ва­ю­щих к наси­лию, вла­сти проморгали.

Так­же автор не вспом­нил и о том, что новый закон «О рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях» вызвал рез­ко отри­ца­тель­ное заклю­че­ние ОБСЕ, меж­ду­на­род­ных пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций, США. В част­но­сти, ОБСЕ заяви­ла, что при­ня­тие зако­на «огра­ни­чи­ва­ет сво­бо­ду рели­гии в Казах­стане и стал шагом назад в обя­за­тель­ствах Казахстана».

И еще вопрос, а раз­ве при СССР в Казах­стане бур­лил «котел этни­че­ских и рели­ги­оз­ных про­ти­во­ре­чий» и лишь Нур­сул­тан Назар­ба­ев смог при­ве­сти стра­ну к миру и согласию?

Что каса­ет­ся мыс­ли Дау­ре­на Аба­е­ва о «взве­шен­ной внеш­ней поли­ти­ки — сба­лан­си­ро­ван­ной и неан­га­жи­ро­ван­ной. Наша стра­на не «дру­жит про­тив». Ее гео­по­ли­ти­че­ское поло­же­ние не поз­во­ля­ет зани­мать­ся попу­лиз­мом и гонять­ся за сию­ми­нут­ны­ми выго­да­ми», то вновь поз­во­лю себе не согла­сить­ся с автором.

Послед­ний сам­мит ШОС пока­зал, что очень даже «дру­жим про­тив». Напри­мер, про­тив пла­нов нане­се­ния уда­ра по Сирии. А люби­мая елба­сы «мно­го­век­тор­ность» во внеш­ней поли­ти­ке ско­рее напо­ми­на­ет лави­ро­ва­ние меж­ду струй. То рес­пуб­ли­ка при­ни­ма­ет про­грам­му «Путь в Евро­пу», то сле­ду­ет заяв­ле­ние елба­сы о созда­нии Тюрк­ско­го сою­за, кото­рый объ­еди­нил бы 200 мил­ли­о­нов тюрок на тер­ри­то­рии, про­сти­ра­ю­щей­ся «меж­ду Алта­ем и Сре­ди­зем­ным морем», а сей­час на повест­ке дня созда­ние Евразий­ско­го сою­за. И ни разу за все годы неза­ви­си­мо­сти у наро­да не спро­си­ли, в какие сою­зы, коа­ли­ции, объ­еди­не­ния он жела­ет войти.

Далее г‑н Аба­ев напи­сал, что «суть инте­гра­ции в том, что она созда­ет пло­щад­ки, на кото­рых Казах­стан ведет диа­лог на рав­ных с круп­ней­ши­ми дер­жа­ва­ми и отста­и­ва­ет наци­о­наль­ные инте­ре­сы». Стран­ное заяв­ле­ние, пото­му как совсем недав­но, в июне это­го года, вице-пре­мьер Бакыт­жан Сагин­та­ев при­знал­ся сена­то­рам, что коман­да пере­го­вор­щи­ков Казах­ста­на по Тамо­жен­но­му сою­зу сла­бо под­го­тов­ле­на, «поэто­му каж­дый раз мы теря­ем свои пози­ции». И это толь­ко один при­мер, кото­рый стал изве­стен обще­ствен­но­сти. А как про­хо­дят пере­го­во­ры с Кита­ем или США, на каких усло­ви­ях? Мы не зна­ем, пото­му что их ход не разглашается.

И послед­ний тезис заклю­ча­ет­ся в том, что «пре­зи­дент забо­тит­ся о моло­дых казах­стан­цах». А на память при­шла исто­рия дет­до­мов­цев из Актау. Помни­те, жана­о­зен­ско­го дет­до­мов­ца Алек­сандра Божен­ко, высту­пив­ше­го, по сути, сви­де­те­лем защи­ты на про­цес­се по неф­тя­ни­кам? Он погиб, точ­нее мно­гие счи­та­ют, что его уби­ли за прав­ду. А това­ри­щи Саши — выпуск­ни­ки того же при­ю­та, ныне пере­ехав­ше­го в област­ной центр Актау, рас­ска­за­ли жур­на­ли­стам о том, как госу­дар­ство «забо­тит­ся» о детях: жилья и рабо­ты нет, учить­ся тоже не могут — доро­го или не берут.

Так что, на мой взгляд, у Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва есть толь­ко две опо­ры — апо­ли­тич­ность насе­ле­ния (лишь бы меня не тро­га­ли) и боязнь людей отста­и­вать свои пра­ва пуб­лич­но. Но об этом нико­гда не напи­шет Дау­рен Абаев.

Источ­ник:

Читать ори­ги­нал статьи:

Свя­то место пусто не бывает

архивные статьи по теме

Имя Дариги Назарбаевой всплыло в «панамском архиве»

Editor

Лукавые цифры геополитики

Немцам стало сложнее получить казахстанскую визу