Почему нашей забастовке в Жанаозене было суждено закончиться провалом? Рабочие не добились ни пересмотра оплаты труда, ни свободных профсоюзов. Лидеры движения оказались либо в тюрьмах, и сегодня о них стараются забыть, либо проиграли власти противостояние. Ответы можно найти на примере польских событий 80‑х годов.
Автор: Игорь ВИНЯВСКИЙ
Активность рабочих, создание свободных профсоюзов и движений борьбы за свои права — все это было грандиозным опытом, с которым Владимир Козлов хотел ознакомить жанаозенцев и для этого привез двоих активистов забастовки в Варшаву в 2011 году. Там, кроме выступлений на площадке ОБСЕ, у них была возможность пообщаться с ветеранами «Солидарности», завязать контакты с активистами профсоюзов и политических партий.
Эти парни не смогли перерасти в лидеров, которые могли бы дальше двигать процессы и добиваться реформ для себя. Но это оказалось проблемой не этих двух ребят. Это проблема всего нашего народа, у которого элементарно отсутствует основа, на которой можно формировать гражданскую активность общества. Я объясню, что имею в виду.
Впервые я приехал в Польшу на ежегодное совещание ОБСЕ в 2010 году. Очутившись в историческом центре, я узнал, что он весь был восстановлен после войны на основе старых картин и чертежей, а также довоенных фотографий и кинохроники. После варшавского восстания в 1944 году Гитлер приказал стереть с лица земли столицу Польши. Поэтому с особым усердием немцы взрывали 200—400-летние дома, включая королевский замок, который строило не одно поколение польских королей на протяжении нескольких столетий.
Я подумал, что только народ, обладающий поистине подлинным, а не показным и напыщенным патриотизмом, способен на такое. Этот патриотизм должен иметь какую-то основу — своеобразный фундамент, на котором и формируются любовь к своей стране, гордость за культуру и историю.
По уверению самих поляков, этим фундаментом для них была и есть религия. Бог помогал им всегда в трудные времена. С верой они прошли через войну, и даже в социалистические времена костелы всегда были полны прихожанами.
Поэтому одним из ярчайших героев движения сопротивления коммунизму суждено было стать простому ксендзу. В 1980 году во время забастовки Ежи Попелушко по просьбе варшавских рабочих прибыл на завод. Он поддержал забастовщиков, убедив их в правильности выбора пути, и напутствовал духовно. С этого момента изменилась его судьба, а сам священник изменил сознание миллионов людей.
Его проповеди изобиловали политическими посланиями, в которых он не стесняясь критиковал коммунистический режим. А во время военного положения, введенного в 1981 году, церковь, как и в другие трудные для польского народа времена, стала единственной силой, способной открыто выражать свой протест. Попелушко стремительно набирал популярность. По всей стране на его выступления приходили десятки тысяч людей. Его воззвания транслировали по радио «Свободная Европа», и вскоре ксендз стал номером первым в списке религиозных проблем для службы безопасности МВД ПНР.
Сначала против него развернулась дискредитирующая кампания, в ходе которой газеты и телевидение низвергали потоки лжи и грязи на священника, затем его попытались арестовать за хранение запрещенной литературы и патронов, которые подбросили ему сотрудники СБ.
Ежи Попелушко был освобожден благодаря вмешательству духовенства. Его известность к тому времени уже достигла Ватикана, где правил поляк по происхождению папа Иоанн Павел II.
Тогда МВД принимает к исполнению другой план. 19 октября 1984-го автомобиль, в котором ехал Ежи Попелушко, был остановлен на шоссе тремя сотрудниками СБ. Они жестоко избили священника, после чего сбросили его в водохранилище реки Вислы. Тело было найдено только 30 октября 1984 года. На похоронах духовного лидера «Солидарности» присутствовало более 250 000 человек. Улицы были битком забиты людьми. Народ стоял на крышах домов, вдоль которых шла похоронная процессия.
Гибель Попелушко стала началом массовых волнений в Польше. Власти были вынуждены отдать под суд трех исполнителей убийства, которые на процессе утверждали, что действовали по своей инициативе. В 1985 году они были осуждены на длительные сроки. Сегодня палачи уже находятся на свободе в связи с амнистией.
В декабре 2009 года папа Бенедикт XVI подписал декрет о признании священника Ежи Попелушко мучеником. 6 июня 2010 года в Варшаве на площади Пилсудского состоялась церемония беатификации Ежи Попелушко, на которой присутствовала его мать Марианна.
Теперь я бы хотел вернуться к началу статьи и оставить читателей в размышлении над следующими вопросами: а что же сегодня может быть цементирующим фактором для нашей нации и каковы ее сегодняшние истинные духовные лидеры?
Оригинал статьи: