В уходящем году в Центральной Азии задавал тон Узбекистан. Все громкие скандалы так или иначе были связаны с политикой узбекского лидера – Ислама Каримова. К такому выводу мы пришли, составляя рейтинг наиболее важных событий в Центральной Азии вместе с политологом, главным редактором журнала “Проблемы национальной стратегии” Российского института стратегических исследований Аждаром Куртовым.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
Газовая блокада
С 1 апреля Узбекистан прекратил экспорт газа в Таджикистан, поставив эту страну на грань гуманитарной катастрофы. Причина этого конфликта, по мнению многих аналитиков, была в стремлении Ташкента любой ценой не допустить реализации Душанбе своих гидроэнергетических планов из опасения, что это усилит влияние Таджикистана в вопросе распределения ограниченных водных ресурсов в регионе и даст ему дополнительные дипломатические рычаги воздействия на конкурентов.
Конфликт был урегулирован, однако, как считает Аждар Куртов, затишье это временное и не исключает дальнейшего противостояния. “Президент Узбекистана по-прежнему заявляет претензии по поводу строительства ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане, а значит, конфликт может вспыхнуть в любой момент”, — отметил политолог. И последствия его, заметим, могут быть самыми печальными.
Выход Узбекистана из ОДКБ
В июне этого года власти Узбекистана приняли решение приостановить членство своей страны в Организации договора о коллективной безопасности, и в декабре дело было сделано. Узбекистан уже выходил из ОДКБ — в 1999 году он отказался продлить договор, однако в августе 2006 года снова восстановил членство в организации.
“Эта республика — крупнейшая держава региона, — отметил Аждар Куртов. — И если она открыто отказывается идти в том направлении, в котором идут по крайней мере другие крупные страны региона, то это открыто брошенный вызов. Это может серьезно изменить конфигурацию безопасности Центральной Азии и иметь далекоидущие последствия”.
Таможенный союз перерос в ЕЭП
С января 2012 года начало функционировать единое экономическое пространство (ЕЭП), являющееся следующим после создания Таможенного союза шагом к экономической интеграции трех стран — Казахстана, Беларуси и России. Пакет документов по созданию ЕЭП, включающий 17 соглашений, был подписан еще в ноябре-декабре 2010 года и ратифицирован всеми тремя государствами.
По задумке ЕЭП базируется на принципе четырех свобод: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Экономическим операторам трех стран в рамках ЕЭП предоставляется национальный режим, то есть одинаковые с резидентами государства — участника ЕЭП правила работы.
Однако, по словам Аждара Куртова, что-то идет не так, как задумывалось. “Я смотрел последние данные макроэкономической статистики, и они, честно говоря, очень противоречивы, потому что тот рост взаимного товарооборота между Беларусью, Россией и Казахстаном, который был в 2011 году, в нынешнем году не подтверждается. Получается, что этот экономический эффект очень быстро себя исчерпал. Почему? Видимо, все-таки что-то идет не так, что-то надо пересматривать”.
Российской базе быть в Таджикистане
Споры между Россией и Таджикистаном о продлении пребывания в республике российской военной базы надолго приковали к себе внимание СМИ. Одно время упорно муссировалась тема, что базу придется вывести.
Срок прежнего договора по базе истекал в 2014 году. В прессу просачивалась информация о том, что таджикская сторона требует за присутствие базы арендную плату в несколько сотен миллионов долларов. Но официальной информации не было до тех пор, пока в октябре 2012 года в ходе визита в Душанбе президента России не было подписано соглашение о продлении пребывания базы до 2042 года на условиях Кремля.
“Все усилия Душанбе шантажировать Москву пошли прахом, — резюмировал Аждар Куртов. — Было заключено соглашение на длительный срок, по которому военнослужащим и членам их семей был предоставлен высокий уровень правовой защищенности. Их статус теперь очень близок к понятию дипломатического иммунитета, хотя и не совпадающего с ним. Это событие можно назвать положительным моментом, но по значимости в регионе оно, пожалуй, четвертое”.
Дележка Байконура
Споры между Россией и Казахстана по аренде космодрома Байконур активизировались в мае 2012 года и продолжаются до сих пор. Казахстан хотел бы вывести этот стратегический объект из аренды, о чем в начале декабря заявил глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев.
“Это было не частное мнение руководителя Казкосмоса, как это сейчас пытаются преподнести казахстанские власти, — уверен политолог Аждар Куртов. — Это вопрос принципиальный. Не случайно в определенный момент он был вброшен в обиход. С моей точки зрения, это одна из тех зацепок, за которые пытаются уцепиться казахстанские власти в спорах не по поводу Байконура, а по поводу тех льгот, которые должна давать Россия в рамках единого таможенного пространства и Евразийского союза”.
И конфликт, кстати, до сих пор не решен, что, по мнению политолога, может означать, что торг будет продолжаться и в следующем году.
Думы Америки о “Манасе”
В октябре Вашингтон начал переговоры с правительством Кыргызстана о возможном продлении соглашения относительно транзитного центра “Манас”, срок которого завершается в июне 2014 года. Об этом заявила посол США в Таджикистане Сьюзан Эллиот во время визита в Душанбе.
Попытка США задержаться на базе “Манас” (бывшая авиабаза антитеррористической коалиции, ныне — Центр транзитных перевозок ВВС США) не удивила политологов и наблюдателей. Но в очередной раз заставила задуматься о том, выполнит ли Кыргызстан свои обещания решить вопрос о пребывании американской базы, которая очень раздражает Россию, раз и навсегда.
“Действительно ли американцы будут удалены из “Манаса” или это будет очередная смена вывесок, как раньше? Вопрос пока остается открытым, что вносит определенную нервозность”, — отметил Аждар Куртов.
Конфликт МТС в Узбекистане
Летом власти Узбекистана приостановили лицензию “дочки” российской ОАО “Мобильные ТелеСистемы” — компании “Уздунробита”. Официальная причина — “за неоднократные и систематические грубые нарушения и невыполнение предписаний контролирующего органа”. А в середине сентября Ташкентский городской суд по уголовным делам постановил обратить в доход государства все имущество ООО.
Грянула настоящая информационная война, в центре которой оказалась дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова, у которой, по не подтвержденной информации, в Москве якобы арестовали элитную и дорогую недвижимость. В итоге апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции о национализации имущества компании, а наблюдатели начали делать острожные прогнозы о том, что МТС, возможно, вернется на рынок сотовой связи Узбекистана.
“Этот конфликт отражает политику некоторых центральноазиатских режимов, пытающихся директивными методами решать вопросы, которые должны решаться на основе экономики, — считает политолог Аждар Куртов. — Конфликт показал нежелание исполнять принятые на себя правовые обязательства в отношении крупнейших компаний. И компаний не только российских, но и имеющих международных акционеров, что чревато последствиями в виде оттока инвестиций не только в Узбекистан, но в регион в целом”.
Китайский дракон по-прежнему рулит
Очередным доказательством того, что Центральная Азия будет играть важную роль в энергетической стратегии Пекина, стали десятки новых инвестиционных проектов Китая в Центральной Азии.
В сентябре 2012 года президент Узбекистана принял в Ташкенте китайскую делегацию во главе с вице-премьером Госсовета Китая Хуэем Ляньюем. В рамках визита были подписаны документы о реализации более 30 инвестиционных проектов на общую сумму более $5,3 млрд. Кроме того, за счет китайских кредитов ведется работа по расширению мощностей Дехканабадского завода калийных удобрений и Кунградского содового завода.
Официальный Бишкек в свою очередь рассматривает возможность освоения угольных месторождений с помощью китайских инвесторов. А в ближайшее время рабочая группа рассмотрит варианты строительства машинно-тракторного завода с привлечением китайских инвестиций.
Помимо этого Китай и Кыргызстан договорились продолжить консультации по строительству газопровода.
“Этот год был очень показательным в плане расширения влияния Поднебесной на Центрально-Азиатский регион, — отметил Аждар Куртов. — Китай показал, что он бросает на чашу весов, отмеряющих симпатии лидеров ЦА, миллиарды долларов, что он успешно осваивает значительную часть средств в регионе и что никто другой — ни США, ни Россия — не могут отстаивать свои интересы в Центральной Азии так же эффективно, как это делает Китай”.
Источник: Газета “Азат” №15(315) от 28 декабря 2012 года