Неделю назад в Казахстане отметили государственный праздник День первого президента, а впереди – День независимости. И он в отличие от дня любви подданных к «елбасы – лидеру нации» навевает совершенно другие чувства.
16 декабря 1986 года в Алматы случилось событие, с которого официальная историография начинает отсчет суверенитета и независимости республики. А 16 декабря 2011 года вошел в историю как день кровавой трагедии в Жанаозене. Между двумя этими датами ровно 25 лет.
События 16 декабря 1986 года стали той поворотной точкой истории, которая в итоге позволила тогдашнему председателю Совета Министров Казахской ССР и одному из претендентов на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Нурсултану Назарбаеву в итоге получить вожделенную должность и затем перебраться с нее в кресло президента Республики Казахстан. А события 16 декабря 2011 года поставили жирную точку на его политической биографии.
Ведь расстрел мирных безоружных жителей, виновных только в том, что они в течение семи месяцев требовали повышения заработной платы и прекращения злоупотреблений со стороны начальства, поставил крест на Назарбаеве как гаранте Конституции, отце нации и первостроителе казахстанского государства. Всем и вся стало понятно, что елбасы обычный диктатор, готовый на все, чтобы сохранить свою власть.
До сих пор доподлинно не известно, кто организовал выход казахской молодежи на площадь 16 декабря 1986 года. Подозревают представителей тогдашнего казахстанского политического истеблишмента, недовольных тем, что Политбюро ЦК КПСС решило привезти в Алматы «варяга» и поставить его на пост первого секретаря ЦК Компартии. Назарбаев в этом коротком списке первый.
Что касается трагедии 16 декабря 2011 года, то виновными в ней власти сделали три группы людей. Во-первых, активистов протестного движения в Жанаозене и тех, кому просто не повезло в первые дни чрезвычайного положения попасть в руки назарбаевских палачей. Во-вторых, чиновников областного и городского акиматов, нефтедобывающих компаний и полицейских, стрелявших в безоружных людей. В‑третьих, активистов демократических сил, в первую очередь лидера партии «Алга» Владимира Козлова.
Между тем, главными виновниками случившегося являются сам Нурсултан Назарбаев как глава государства и гарант Конституции, руководитель его администрации Аслан Мусин, аким Мангистауской области Бауржан Мухамеджанов и министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. Именно они виноваты как в том, что не обращали внимания на требования забастовщиков, видимо, рассчитывая, что проблема рассосется сама, так и в том, что допустили применение огнестрельного оружия.
Сегодня двое из этого списка палачей Жанаозена послы Республики Казахстан: Бауржан Мухамеджанов в Литовской Республике и по совместительству в Латвийской Республике, Аслан Мусин — в Республике Хорватия. Калмуханбет Касымов, которого его собственные подчиненные за глаза обозвали «жанаозенским мясником», продолжает возглавлять Министерство внутренних дел РК. Хотя и по закону и по совести все они должны были бы сидеть за решеткой вместо невиновных жанаозенцев и Владимира Козлова.
Мы специально сделали это обширное вступление, чтобы объяснить причины, по которым мы начинаем серию публикаций об Аслане Мусине по кличке «Берия». Том самом, который до осени 2012 года был одним из самых влиятельных фигур в окружении Назарбаева и пользовался репутацией беспринципного и волевого политика, однако сильного администратора.
С момента, когда Мусин был выкинут из Акорды и в итоге отправлен послом, прошло два года с лишним. И вот на днях нам прислали целый блок документов, рассказывающий о его деятельности в бытность всесильным главой администрации президента. Читайте завтра первую историю.