В годовщину гибели Алтынбека Сарсенбаева в Алматы прошел круглый стол на тему «Свобода слова – основа демократии». Участников оказалось немного — большинство журналистов и бывших соратников известного политика не воспользовались возможностью вспомнить о нем самом и подискутировать на тему свободы слова в Казахстане.
Круглый стол был организован Фондом имени Алтынбека Сарсенбаева и Международным фондом и защиты свободы слова «Адил соз». Как рассказал НАКАНУНЕ.kz в своем комментарии главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбаев, брат убитого политика, «с 2006 года, с момента гибели Алтынбека, ситуация сильно изменилась в худшую сторону. Все те же люди живут в Казахстане, но по внутреннему своему ощущению они стали другими. Их психология, интересы изменились. Сейчас у людей нет доверия, нет веры в перемены к лучшему, нет веры ни власти, ни оппозиции. Снизилась у людей активность, полное разочарование. Народ раздавлен».
Тем не менее он не считает, что жизнь его брата принесена была в жертву режима напрасно. «Любая борьба не бывает без жертв…» — с грустью отметил Рысбек Сарсенбаев.
Работу круглого стола открыл соратник Алтынбека Сарсенбаева Тулеген Жукеев. Он рассказал, что побывал вместе с близкими политика на могиле Алтынбека и в том месте в ущелье, где были обнаружены тела погибших.
Жукеев также напомнил присутствующим, что Алтынбек всегда ратовал за свободу — свободу личности, свободу слова, свободу на достойную жизнь. Сколько бы ни говорилось о стабильности и развитии, без свободы, заметил он, ничего не будет. Процветающая экономика может быть создана только в свободном обществе. Именно исходя из этого организаторами была выбрана тема мероприятия.
С общим докладом о ситуации выступила президент фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. В своем выступлении она обратила внимание собравшихся не печальный факт — законодательство в области СМИ с момента гибели Алтынбека Сарсенбаева резко ухудшилось.
- То, что мы имеем сегодня, качественно ниже по уровню демократии даже по сравнению с прошлым годом. В этом году вступили в силу новые Уголовный и Административный кодексы. Мы имели пять статей, которые предусматривают повышенную уголовную ответственность за посягательство на личные неимущественные права. Это честь и достоинство различных должностных лиц — от президента до судебного пристава. Все это в УК и АК сохранилось. Мы имели уголовную ответственность за клевету и в течение двух лет, пока проект нового Уголовного кодекса обсуждался, мы доказывали всеми силами с помощью международных и национальных экспертов, что статья не оправданна, что она не соответствует международным обязательствам Казахстана, не соответствует судебной практике. Пока безрезультатно, — констатировала Тамара Калеева.
Она также напомнила, что в прошлом году было пятнадцать обвинений в клевете и два обвинительных приговора абсолютно, на взгляд правозащитников, необоснованных.
Помимо этого, рассказала Тамара Калеева, в новый Уголовный кодекс ввели целую главу наказаний за те же самые преступления, но уже в информационно-коммуникационных сетях. Что тоже неоправданно по всем международным стандартам и с учетом нашей внутренней ситуации. Ужесточились наказания за нарушение неприкосновенности частной жизни. При том, что наше законодательство вообще не дает определения понятий «частная жизнь» и «частное лицо».
- Нас «одарили» еще одной невероятной нормой, — продолжила Тамара Калеева, — это уголовно наказуемая статья за распространение заведомо ложной информации. Наказание больше, чем за убийство, — до 10 лет лишения свободы. Что такое ложная информация? Никаких официальных толкований нет. Информация — это все на свете! Это сведения, факты, слухи, мнения, прогнозы и так далее. Нам говорили, что это необходимо для укрепления стабильности, для защиты общественных интересов.
На мероприятии присутствовала глава закрытого журнала «Адам бол» Гульжан Ергалиева. По ее словам, она на собственном опыте ощущает, «какой рывок назад произошел в нашей стране».
Она предложила обратить внимание на то, как работают чиновники, которые подают иски на СМИ, и как потом они комментируют эти иски:
- Абсолютно антигосударственное мышление, абсолютно аморальные позиции. Как ведет себя суд! В судах идет обмельчание, такой цинизм. Набрали туда молодых красивых девушек, но они абсолютно беспринципные и поверхностные. У меня такое ощущение, что они и законов не читают!
Ну а вывод ее был совсем неутешительный:
- Сейчас давление идет по всем направлениям, на наших глазах все сметается и рушится. И люди интуитивно чувствуют, что их уничтожают. Не СМИ, которые обвиняют в страшных злодеяниях, тому виной. Главные провокаторы это представители власти.
Во многом с главным редактором журнала «Адам бол» солидарен независимый политик Амиржан Косанов. Он считает, что власть оказывает давление на СМИ, потому что знает реальную силу прессы.
Люди знают, какие газеты о чем пишут, знают, на какие стоит подписываться, а на какие нет. Поэтому власть, по его словам, выбрала четыре шага расправы: расправа тупая, риторическая, физическая, политическая, судебная, уголовная, административная; создание монопольной среды; региональный аспект и подкуп СМИ путем госзаказа.
В этой связи политик предлагает сделать четыре встречных шага.
Первый: если расправляются с коллегами, нужно их поддержать, идти на суд, показывать тем самым свою поддержку.
Второй: демонополизация СМИ, создание конкурентной среды: «Именно журналистика, СМИ, а не нефегазовая отрасль готовы к рыночной экономике. Дайте свободу слова и все, больше ничего не надо».
Третий: нужно объединяться.
Четвертый: нужно пересмотреть практику госзаказа, потому что госзаказ как наркотик, и журналистика от этого погибает.
Молодой журналист Жамболат Мамай, взяв слово уже в завершение разговора, отметил еще одну печальную тенденцию, которая характерна для Казахстана: на фоне уничтожения отечественных СМИ казахстанские власти поддерживают российские.
- Получается, что информационное поле отдается на откуп СМИ другой страны, а такие отечественные СМИ, как «Адам бол» и «Республика», преследуются. Это говорит о том, что через какое-то время у нас вообще не будет независимых СМИ, а будут доминировать только российские.
По словам Мамая, в Казахстане независимым СМИ и журналистам действительно нужно создавать какой-то координационный совет, который будет заниматься защитой прессы, которая будет подвергаться преследованиям. А то, что это будет и дальше, у него нет никаких сомнений.
…Реально ли осуществить эти пожелания журналистов и политиков, сказать сложно. Слишком разобщено наше общество, слишком глубоко неверие людей в перемены к лучшему. Хотя, как известно, вода камень точит, а вот под лежачий камень вода не течет. Видимо, каждый должен спросить прежде всего себя, готов ли он сам сделать что-то, чтобы изменить жизнь в стране в лучшую сторону.