ОccupyAbay в Актобе вчера был посвящен одной женщине – Розе Тулетаевой. На одиночный пикет в честь дня рождения осужденной участницы забастовки в Жанаозене вышла правозащитница Алима Абдирова. Акция протеста прошла спокойно и не привлекла внимания силовиков. Закончить ее через двадцать минут заставили мороз и холодный ветер.
Автор: Бахыт ИЛЬЯСОВА
Напомним, месяц назад Алима Абдирова выходила к памятнику Абаю Кунанбаеву, чтобы выразить поддержку женщинам-правозащитницам. Актюбинский ОccupyAbay тогда разгоняли громко, с автоматами, Абдирову и собкора “Взгляда” Дмитрия Матвеева задержали. Поэтому на эту одиночную акцию протеста участники направлялись с твердой уверенностью, что события повторятся.
Против протеста руководителя ОО “Ару Ана” Алимы Абдировой вчера была погода. Ночью в Актобе резко упала, до ‑20, температура, дул промозглый ветер, хотя еще накануне днем был “плюс”. Абдирова встретилась с журналистами у памятника великому Абаю в центре Актобе. Оказывается, правозащитнице накануне заботливо позвонили из акимата и посоветовали одеваться теплее, мол, прогноз погоды неутешительный.
- Сегодня (10 декабря) не только Международный день защиты прав человека, сегодня — день рождения Розы Тулетаевой, одинокой матери троих детей, единственной кормилицы в своей семье, которая отстаивала свои права. Я тоже сама воспитываю ребенка, понимаю ее, как никто другой. Ей дали огромный срок (пять лет лишения свободы), я хочу выразить свое несогласие с этим. Роза выдержала все, никого не предала, не знаю, выдержала бы я такое. Ее насиловали, пытали, когда-нибудь все станет известно и люди, которые это делали, понесут наказание. Тулетаева — казахская Жанна Д’Арк, — объяснила Алима смысл своего протеста.
По словам общественницы, то, что она испытала на себе, — лишь малая часть того, на что способны силовики.
- В прошлый раз меня по земле тащили, пальцы вывернули, как последнего уголовника, волокли, а что будет, если я один на один останусь с работником спецслужб, каким пыткам подвергнуть могут? — вопрошает правозащитница.
Абдирова объяснила: она вышла на акцию одна, потому что разрешения на одиночный пикет не требуется. Несанкционированная акция протеста повлечет за собой огромные штрафы, на которые у общественницы нет денег. Ровно в два часа пикетчица направилась к памятнику мыслителю.
Там Алима Абдирова развернула плакат с теплыми словами: “С Днем Рождения, Роза! Свободу Розе Тулетаевой!”
Как женщина практичная, Алима сделала другую надпись на другой стороне плаката, которая также была адресована осужденной. “Роза, милая женщина, мы с тобой! Свободу Розе”, — было написано там.
Журналисты замерзающими пальцами дружно защелкали затворами фотоаппаратов. Алима стойко стояла на ветру с плакатом, громко желая Розе Тулетаевой здоровья и скорейшего освобождения. Прохожие останавливались, читали надпись и спешили по своим делам дальше.
На месте проведения акции не было ни одного сотрудника правоохранительных органов. Алима уверяла, что по дороге к памятнику видела три автомобиля с полицейскими. Но стражи порядка так и не появились. Мимо проходил пеший патруль, но даже его не заинтересовала акция протеста. Не было даже штатных операторов в гражданской одежде. По всему было видно, что задерживать никого в этот раз никто не будет. То ли слишком большой резонанс вызвало прошлое незаконное задержание правозащитницы и журналиста, то ли силовики просто пропустили пикет. Минут через двадцать все окончательно замерзли, и Абдирова свернула свой плакат.
Напоследок Абдирова заметила, что протестные настроения в западной части страны будут только усиливаться. Взять, например, Уральск, где одиночные пикеты проходят ежедневно.
- Запад Казахстана — горячая точка на карте, потому что именно тут произошел мирных граждан расстрел. Многодневная битва в Кенкияке между верующими и правоохранительными органами — тоже тут. Миллиардеры — нефтяные компании, Донской ГОК, иностранные граждане распоряжаются здесь ресурсами, при этом народ живет нищий. Такие события тут будут повторяться, Жанаозен — это первая ласточка, — заключила Абдирова и пошла отогреваться.