«Репортеры без границ» отмечают сужение свободы СМИ в Казахстане — от арестов и судебных процессов над критически настроенными журналистами и блогерами до принятия законодательных актов, которые позволяют властям ужесточать контроль над СМИ. Ниже мы даем заявление правозащитников по этому поводу.
Закрыта еще одна оппозиционная газета
В Алматы, экономической столице Казахстана, суд запретил выходить газете «Ассанди-Таймс». Слушания прошли без участия представителей редакции.
«Казахстанские суды продолжают работать над ликвидацией оставшихся оппозиционных СМИ, — сказал Иоганн Бир, глава отделения «Репортеров без границ» по Восточной Европе и Центральной Азии. — Запрет «Ассанди-Таймс» является незаконным решением судебной системы, которая следует указаниям правительства. Отсутствие независимости судей является настолько явной, что они уже давно попирают юридическую процедуру, проводят слушания заочно, лишают права на защиту и произвольно объединяют различные газеты. Только отмена этого решения в апелляционной инстанции продемонстрирует, что в системе правосудия сохранилась частица независимости и беспристрастности».
Сотрудники газеты был ошеломлены приходом судебных приставов. Редактор Сергей Дуванов и заместитель главного редактора Оксана Макушина сказали «Репортерам без границ», что они не были уведомлены о судебном разбирательстве и не были приглашены для участия в слушании.
В постановлении суда газета «Ассанди-Таймс» рассматривается как «отпрыск» оппозиционной газеты «Республика», которая была запрещена за «экстремизм» в декабре 2012 года. Некоторые из сотрудников «Ассанди-Таймс» раньше работали в «Республике», однако юридически газеты совершенно различны.
«Ассанди-Таймс» не было в списке СМИ — восьми газет и 23 сайтов — которые были запрещены в конце 2012 года. Все СМИ были закрыты по обвинению в экстремизме на основании приговора, вынесенного в ноябре 2012 года Владимиру Козлову, оппозиционному политику.
Еще несколько критически настроенных СМИ были запрещены после серии фиктивных слушаний. Алматинский суд в конце февраля вынес решение закрыть оппозиционную «Правдивую газету». Слушание в следующей инстанции назначено на 11 апреля. 24 марта «Репортеры без границ» узнали о том, что журналист Наталья Садыкова, находящаяся под следствием по сфабрикованному обвинению в клевете, бежала за границу. Был выдан ордер на ее арест.
Предварительная цензура во время беспорядков
Прежде чем объявить об отставке, правительство Казахстана опубликовало постановление от 28 января, направленное на ужесточение мер, которые могут быть приняты в «чрезвычайных ситуациях социального характера». Широко используемый в странах бывшего Советского Союза, этот термин гораздо шире, чем чрезвычайное положение, и охватывает все формы социальных волнений, в том числе массовые беспорядки, местные или региональные конфликты, забастовки и массовые демонстрации.
В таких ситуациях все средства массовой информации в районах ЧС подлежат предварительной цензуре. Средства массовой информации должны будут предоставлять каждый выпуск газеты или телепрограмму в компетентные органы «для утверждения содержания» за 24 часа до публикации или трансляции.
Когда отложить выпуск на такое долгое время невозможно, например в случае с выпуском новостей, будет разрешено представить программу непосредственно перед вещанием. Несоблюдение правила может привести к закрытию СМИ. Закон также предусматривает приостановление деятельности политических партий и неправительственных организаций, которые «препятствуют возвращению к нормальной жизни».
- Мы можем только гадать о цели этих драконовских мер и их крайне запоздалой публикации, — сказал г‑н Бир. — Трудно понять, какой пробел в законодательстве Казахстана призвано заполнить это постановление. Учитывая растяжимость понятия «чрезвычайная ситуация», предварительная цензура на самом деле предусматривает более авторитарный режим, дополнительный способ контроля информации. То немногое, что осталось от свободы СМИ в Казахстане, было сокращено еще больше».
Постановление перекликается с предложениями министра информации, озвученными в сентябре 2012 года, которые «Репортеры без границ» рассматривают как очень опасные, и, похоже, созданы для положений, подобным тому, что было в декабре 2011 года в Жанаозене. Это привело к беспрецедентной цензуре и к переходу режима на нынешний ультраавторитарный курс.