Принятая на прошлой неделе Европейским парламентом Резолюция по Казахстану интересна прежде всего тем, что позволяет взглянуть на себя со стороны. Пока мы спорим между собой, сложно разобраться, кто прав, а кто не очень: у каждого своя правда, свои аргументы, своя логика доказательств.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Скажем, власти в лице КНБ пытаются, обвинить оппозицию в организации беспорядков в Жанаозене, а оппозиция в свою очередь доказывает, что виновниками беспорядков и их жертв являются именно власти. Как определить, кто ближе к истине? В таких случаях нужен взгляд со стороны, причем желательно человека или организации, нейтральной и авторитетной. Резолюция Европарламента — это как раз такой случай.
Европолитики официозу не поверили
Авторитетная международная организация, каковой, безусловно, является Европейский парламент, дает оценку не только по событиям в Жанаозене, но и по целому спектру других событий, происходящих в Казахстане.
Так, в Резолюции ЕП отказывается принимать официальную версию развития событий в Жанаозене 16 декабря. Напомним, что Астана объясняет применение огнестрельного оружия против забастовщиков тем, что это был ответ на агрессивные силовые действия митингующих, якобы, напавших на полицейских.
Резолюция, напротив, считает, что именно полиция и КНБ атаковали демонстрантов, открыв огонь по безоружным забастовщикам, в результате чего погибли, по меньшей мере, 16 человек, но при этом никому из сотрудников полиции, находившимся под следствием за неправомерное применение оружия, так и не было предъявлено обвинений. То есть, проще говоря, официальная версия признана лживой, о чем недвусмысленно говорится в Резолюции.
Вообще расстрел мирных граждан, мотивированный тем, что они представляли угрозу окружающим, с точки зрения европейских стандартов — откровенная дикость. Понятно, что любая протестная акция несет в себе угрозу, скажем, витринам магазинов, машинам, проходящим мимо гражданам. Более того зачастую эти акции перерастают в жесткие столкновения с полицией. Но при этом еще никто не додумался открывать стрельбу на поражение.
Если на то пошло, самолеты, пролетающие над городом, также представляют серьезную угрозу для безопасности горожан, однако никто не предлагает от них отказаться или тем более их сбивать.
Эта очевидная дикость заставляет европейских политиков выражать свое возмущение тем, что властями не были приняты меры по расследованию деятельности главы администрации президента, который якобы отдал приказ стрелять в протестующих, или министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, который хвастался тем, что несет ответственность за приказ об открытии огня. Почему ответственные за кровопролитие не наказаны? Почему не дана оценка действиям тех, кто санкционировал расстрел? Согласитесь, резонные вопросы и очень оправданное возмущение.
Фейсом об тэйбл
Точно также «зацепил» европейцев наш новый закон о национальной безопасности, который позволяет любого критически отозвавшегося о власти приравнивать к деструктивным элементам, обвинить его в нанесении вреда имиджу государства и подвергнуть преследованиям. Здесь Европа вслед за казахстанскими правозащитниками и оппозицией расценивает данный закон как откровенную угрозу правам и свободам человека в Казахстане.
Раскритиковали они и наш Закон об Интернете от 10 июля 2009 года, который приравнял интернет-ресурсы (сайты, чаты, блоги, форумы) к СМИ и возложил на них и их владельцев ответственность за клевету, считающуюся в Казахстане уголовно-наказуемым деянием. Дело в том, что в цивилизованных странах сфера деятельности СМИ декриминализирована, и европейцам неприятно осознавать, что в Казахстане, входящем в ОБСЕ, журналисты могут подвергаться уголовному преследованию за то, что пишут.
Уговоры дикриминализировать статьи по диффамации и клевете продолжаются уже более десяти лет. Это уже превратилось в некий ритуал, когда Европа предлагают правительству Казахстана исправить законодательство, чиновники обещают сделать это, но в итоге все остается без изменений.
Отдельный момент — Закон о религиозных объединениях, принятый в 2011 году. Власти поторопились принять этот закон, направленный, как они полагали, против деструктивных сект, в большей степени подразумевая угрозу исламского экстремизма. Однако все вышло наоборот. Закон создал проблемы всем другим нетрадиционным религиям, кроме исламистов, которых закон по определению не касается. В итоге для большого количества верующих Казахстана были созданы дополнительные трудности, которые запрещают гражданам Республики Казахстан свободно исповедовать свою веру.
И уж совсем неприятно прозвучали из уст Евросоюза осуждения по поводу непрекращающихся репрессий в отношении средств массовой информации и свободы выражения мнений. Представляете, наши власти с пеной у рта доказывают, что в области получения и распространения информации у нас все о’кей, а им предлагают прекратить репрессии.
Ладно, если бы это были местные правозащитники или на худой конец международные — можно было бы не напрягаться. А тут официальная Европа прямым тестом утверждает, что в Казахстане осуществляются репрессии в области СМИ и требует это прекратить, а заодно и полностью снять контроль над электронными и печатными средствами массовой информации. Это называется фейсом об тэйбл.
Доверия Назарбаеву больше нет
Та же картина в отношении оппозиции. Европа осуждает непрекращающиеся репрессии против оппозиционных партий, организаций и их лидеров и призывает власти соблюдать принципы и обязательства, гарантирующие свободу слова и свободу собраний. Это уже, используя современный сленг, конкретный «наезд».
Ощущение, что у европейских политиков вдруг прорезались глаза, и они обнаружили, что доселе устраивающий их режим Назарбаева попросту водит их за нос или, образно говоря, вешает им лапшу на уши.
В этом смысле данная резолюция выглядит как показательная порка своего провинившегося партнера: мол, мы тебе давали шанс исправить ситуацию, привести ее в цивилизованный удобоваримый формат, но ты не сделал этого, и поэтому мы теперь вынуждены говорить с тобой по-другому — так, как ты этого заслуживаешь.
Из контекста резолюции видно, что доверия больше Назарбаеву нет. Устав от постоянного обмана, европейцы предлагаю конкретные механизмы контроля над действиями Акорды. Понимая, что власти Казахстана скрывают истинные масштабы расправы над бастовавшими нефтяниками, они призывает обеспечить свободный доступ в Западный Казахстан международным наблюдателям, а также местным организациям гражданского общества и профсоюзам для участия в независимом мониторинге.
В том же ключе и о выборах, и о регистрации оппозиционных партий. Тема нарушений на выборах — постоянно в повестке дня. Это уже стало традицией призывать власти Казахстана устранить недостатки, отмеченные в докладах БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами. Точно также привычны увещевания Европы в вопросе создания и регистрации партий и профсоюзов. Однако толку от этого нет, и все это знают.
В этой Резолюции европейцы предлагает обсудить вопрос контроля за развитием ситуации с правами и свободами человека в Казахстане. Прямым текстом (властям Казахстана) рекомендовано найти способ следить за развитием ситуации с правами человека. Самим чиновники веры нет, поэтому предлагается этот контроль осуществлять в сотрудничестве с международными организациями по правам человека и группами гражданского общества. Так есть шанс получить правдивую и объективную картину происходящего. А уж по итогам этой работы милости просим регулярно отчитываться перед Европейским парламентом.
Время работает на Акорду
Но самый впечатляющий пункт резолюции в конце. И хотя формально он адресован властям Казахстана, фактически Европа в нем высекла саму себя. Наконец-то после многолетних уговоров и попыток подтолкнуть Назарбаева на какие-то шаги в сторону демократии, признано, что дело это абсолютно безнадежное. Прямо так и сказано: «нынешняя политика взаимодействия с авторитарными правительствами стран региона не удается и требует изменения стратегии в отношениях между Европейским союзом и Казахстаном».
Ну а коли так, делается резонный вывод, что пора менять тональность переговоров с режимом, который «кидал» их все это время, обещая все, что ни просили, но при этом не выполнив ничего из обещанного. В Резолюции ставится вопрос о приостановлении всех переговоров по вопросам безопасности и энергетической безопасности с Казахстаном, а их продолжение ставится в зависимость от серьезных улучшений в области прав человека и демократии. Вот так! Ни больше, ни меньше.
Так конкретно и жестко Акорду еще никогда не припечатывали. После такого властям нужно определяться: либо посылать Евросоюз куда подальше вместе с ее международными правозащитными организациями, либо все же что-то начинать делать в части озвученных в резолюции моментов. Третьего не дано.
Сразу скажу, что даже если в Акорде и начнут, что-то делать в смысле выполнения указанных в резолюции пунктов, то все инициативы, в лучшем случае закончатся без видимого результата, в худшем станет еще хуже. Нужно исходить из того, что независимо от того, насколько сильно Европа имеет сегодня возможность влиять на Акорду, пункты, выполнение которых требует Резолюция, являются не выполнимыми для режима.
Отказ от контроля над избирательной урной, беспрепятственная деятельность оппозиции, профсоюзов, существование неподконтрольного телевидения — это слишком большие риски для Назарбаева и его окружения. Выполни Назарбаев хотя бы половину того, что требует Европа, режим будет обречен в ближайшие 5 лет. Это прекрасно понимают в Аккорде, поэтому у них два пути: либо они отходят от Европы под крышу путинской России, либо попытаются искать новые способы обмана.
Думаю, что более вероятным является второй вариант. А это значит, нас ждет очередной тур различных псевдодемократических инициатив — национальные планы, программы, круглые столы, диалоги с оппозицией и гражданским обществом и т.п. Однако главной целью этих мероприятий будет только одно — желание выиграть время. Потому что в нынешних условиях время работает на тех, кто во власти.