На одной из конференций на мое заявление, что в Казахстане авторитарный режим, один из чиновников начал возмущаться: мол, какой же это режим, режим предполагает жесткую регламентацию, тотальный контроль, тяжелые наказания. Мы заспорили, но в силу слишком разных стартовых идеологических позиций эта дискуссия утонула в словах. Однако спор не завершен, его продолжает сама жизнь, подбрасывая все новые и новые факты, события, материалы.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Общеизвестно стремление полиции, КНБ, других госслужб иметь как можно более полную информацию о гражданах. Им мало того, что у каждого человека есть свидетельство о рождении, паспорт, удостоверение, РНН, СИК, у кого-то военный билет, водительские права. Этого пакета документов в избытке хватает, чтобы, иметь полную исчерпывающую информацию о человеке. Однако теперь им понадобилась информация о местонахождении человека. Им мало знать, КТО этот человек, им нужно знать, ГДЕ этот человек.
Все знают, что бывшую прописку по месту жительства в независимом Казахстане переименовали в регистрацию по месту жительства. Название другое, но суть та же — контроль за перемещением человека по стране. К слову сказать, без этой регистрации нельзя быть полноценным гражданином. Без нее ты между небом и землей, вроде и гражданин, но шагу не ступишь. Институт регистрации — это атавизм советского периода, одно из позорных проявлений нашего авторитаризма. Если театр начинается с вешалки, то полицейское государство начинается с прописки-регистрации.
Но всякий полицейский режим развивается по нарастающей: полиции мало просто иметь институт прописки, они его постоянно совершенствуют в направлении ужесточения. Так, недавно в Кодекс об административных правонарушениях в статью 377, устанавливающую порядок проживания лиц без регистрации, либо без документов удостоверяющих личность, были внесены изменения. Согласно этой статье все казахстанцы ОБЯЗАНЫ проживать там, где они зарегистрированы.
Указанной выше регистрацией каждый гражданин страны прикрепляется к тому месту проживания, где он официально зарегистрирован. Понятно, что дать юридическое оформление термина «проживание» достаточно сложно. Сколько часов в день нужно находиться в квартире, чтобы считаться проживающим? Сколько дней в неделю нужно появляться там? Нужно ли обязательно там ночевать или достаточно зайти на полчаса?
Вместе с тем правоприменительная практика показывает, как легко полицейские решают эти вопросы в свою пользу. Уже были случаи, когда человеку, зашедшему попить чай к другу, инкриминировали проживание вне места регистрации. Так что, как говорится, береженого бог бережет. Если в течение дня казахстанцы могут без особого риска находиться там, где хотят, то вечерами и тем более ночью лучше не рисковать — если несколько раз застукают в чужой квартире, а соседи сослепу подтвердят, что вы там проживаете, считайте, штраф вам гарантирован.
Другой момент — все, кто зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом — правонарушители без вопросов. На первый раз штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. При каждом повторном нарушении — штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. При постоянном проживании это превращается в регулярную «отметку» у участкового.
А теперь вдумайтесь в суть этой ситуации. Чиновники кулуарно без обсуждения с обществом росчерком пера ограничили казахстанцев в праве решать, где им жить. Увы, сегодня вы уже не можете так запросто проживать на арендованной квартире, вам нужно будет в ней сначала прописаться. Много вы найдете владельцев квартир, согласных дать регистрацию чужому человеку? Но это еще не все, придется побегать и вам, и владельцу по кабинетам, постоять в очередях в ЦОНе. Вряд ли это кого-то устроит.
Теперь уже Вы не можете, поссорившись с мужем (женой) уйти к маме — там вас отыщет полицейский с выписанной квитанцией штрафа. Вряд ли вы сможете доказать, что вы «не верблюд», если вас застукают без регистрации, летом на даче. Ну а если у вас подруга или друг, к которому вы часто захаживаете вечерами, а порой и остаетесь ночевать, то достаточно двух свидетельств соседей, что вас там видят постоянно, и вы — правонарушитель. Они даже эту сферу контролируют — теперь и ночевать, где попало, не положено.
Это означает, что казахстанцев накрепко прикрепили к месту регистрации, как тех крестьян в царской России. Так что можно друг друга поздравить, с крепостным правом! Разница конечно есть. У крестьян был один день в году, так называемый «юрьев день», когда они могли уходить от ненавистного им помещика. Казахстанцы, проживающие не по месту регистрации, могут поменять доящего их участкового в любой момент. Вот только толку от этого будет мало — на другой квартире без регистрации их будет доить другой участковый.
Норма едина для всех — гражданин Казахстана имеет право проживать только там, где он зарегистрирован. Это и есть режим проживания. Страна, где существует режим проживания, регламентирующий всем гражданам правила проживания согласно их регистрации — режимная страна. Или кто-то с этим не согласен?
Вы спросите, зачем это и кому нужно? Формально это нужно полицейским, КНБ, фискальным органам, прочим госслужбам для того, чтобы быстро в случае необходимости находить нужных им людей. Им так удобно! На то, что это неудобно гражданам, — наплевать. Воистину, дай волю чинушам, они доведут любую ситуацию до маразма.
Но что характерно: вся эта схема контроля абсолютно ничего не дает с точки зрения отслеживания криминалитета, выявления лиц без гражданства, поиска нужных людей. Преступники, люди, скрывающиеся от полиции в эти сети, как правило, не попадают. Попадают простые люди, неспособные совместить эту долбанную регистрацию с местом проживания — это их крест, который они вынуждены нести по жизни, а власти вместо того, чтобы облегчить их ситуацию, напротив создают дополнительные сложности, заставляя платить штрафы, давать взятки, прятаться, искать различные лазейки.
Ради чего? Какие цели при этом преследуются. Коррупционные, чтобы кто-то имел с этого навар? Административные, чтобы иметь возможность в нужный момент оказывать давление на строптивых? Идеологические, чтобы знать, что все граждане находятся в своих пронумерованных камерах-квартирах? Можно, конечно, долго гадать по этому поводу, но то, что, закладывая эту норму контроля, об интересах простых людей о их правах и свободах не думали — это очевидно.
Возвращаясь к спору о том, режим ли у нас или нечто более комфортное, можно сказать, что статья 377 КОАП — хороший аргумент, убеждающий, что нынешняя политическая система может развиваться только по направлению ужесточения контроля над гражданами, регламентации их проживания и передвижения. Ужесточение режима, ограничение прав и свобод — это общая тенденция любого авторитаризма, и все последние законы: «О нацбезопасности», «Об Интернете», «О религиозных объединениях», «О телевидении» наглядно об этом свидетельствуют. Так что жизнь сама расставляет точки над «i», подтверждая правоту тех, кто говорит о полицейском режиме в Казахстане.
More:
Режимный объект KZ