Во Франции, издавна считающейся оплотом демократии, неожиданно разразился грандиозный скандал. Общественное мнение Франции разделилось по поводу заявления министра внутренних дел Франции Клода Геана о неравенстве цивилизаций. Спор идет о полезности для Европейского союза идеологии мультикультурализма.
Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
Для Казахстана, где проживает более 120 национальностей, этот вопрос тоже актуален. О своем видении этой конкретной проблемы и казахстанско-французских отношений в целом рассказал генеральный консул Франции в Алматы Гийом Наржоле.
- Господин Наржоле, в своем выступлении глава МВД Клод Геан затронул проблему неравенства цивилизаций. По его мнению, некоторым людям, проживающим сегодня во Франции, в силу их мировоззрения не место в стране. С Вашей точки зрения, что стоит за этим замечанием?
- Многие издания сегодня пишут о том, что высказывания Клода Геана вызвало критику и что они являются оскорблением для части населения Франции, в том числе для французов африканского происхождения. Но, на мой взгляд, нельзя уделять столько внимания таким комментариям.
Дело в том, что во Франции уже идет предвыборная кампания. Первый тур президентских выборов намечен на конец апреля. Осталось два месяца, и опросы общественного мнения указывают на то, что много избирателей готовы проголосовать за госпожу Ле Пен и ее партию. Поэтому существует искушение со стороны других участвующих в гонке соблазнить этих избирателей, которые относятся очень чувствительно к вопросу иммиграции. То есть в подобных высказываниях есть большая доли политики. И в этой связи я бы не хотел комментировать по сути этот вопрос.
Но отмечу, что для Франции сегодня это действительно очень чувствительный и актуальный вопрос. Вы знаете, что Франция — это страна, где в течение последних 30—40 лет появилось очень много эмигрантов. Большинство этих людей, их потомки — французы. Но сегодня почти каждый день возникают вопросы, идут дебаты о проблемах эмиграции во Франции и интеграции тех, кто уже поселился у нас. Поэтому в разгаре предвыборной кампании и звучат такие заявления.
- В свое время китайский исследователь Чэнь Ду Сю, объясняя различия между Западной и Восточной цивилизациями, утверждал, что основой западных наций является индивидуализм и материальная выгода, тогда как основой восточных — семья и показное бескорыстие. Но разве на самом деле западная и восточная цивилизация взаимно не дополняют друг друга?
- Само понятие «цивилизация» изменчиво. Сначала следует дать определение, а затем не забыть пояснить, что цивилизация — это прежде всего результат, произошедший в процессе становления более или менее длительного исторического периода. Как писал Геродот, «процветание никогда не бывает фиксированным в определенном месте», то есть правда сегодня не такая, как вчера, и не такая, какой будет завтра.
Что мы должны называть восточной цивилизацией? Что есть западная цивилизация? Очень трудно ответить на эти вопросы в целом, даже если отдельные элементы ответа возможны. Можно говорить о Востоке как о колыбели великих монотеистических религий, прежде всего таких, как ислам, индуизм, и великих философско-религиозных течений, таких как конфуцианство или буддизм, и о Западе, где главную роль сыграло христианство. Но и тут мы отмечаем, что идет процесс взаимообмена и взаимообогащения, о чем вы как раз и говорили. Христианство зародилось на Востоке и продолжает присутствовать там в наши дни (Казахстан хороший тому пример), в то время как ислам является второй религией в Европе.
- Для Казахстана вопросы мультикультурализма так же важны, как и для Франции. Поскольку Вы долгое время работаете в нашей стране, как бы Вы оценили ситуацию, которая наблюдается здесь сегодня?
- Я действительно наблюдаю за ситуацией в Казахстане. За время независимости здесь удалось, что весьма впечатляет, осуществить мирное сосуществование всех живущих в стране граждан, имеющих очень разные этнические, лингвистические и религиозные горизонты: казахи, русские, украинцы, корейцы, узбеки, уйгуры, немцы, поляки…
Это один из крупных успехов независимого Казахстана. Конечно, как и везде, не все идеально (будучи французом, я воздержусь от каких бы то ни было рекомендаций, так как у нас у самих достаточно трудностей) и всегда есть вызовы, на которые предстоит дать ответ. Тем не менее хочу отметить, что отношение к данному вопросу руководителей страны полностью соответствуют их стремлению продолжать идти этим путем.
- В последнее время в Казахстане остро ущемляются права человека, то есть именно то, что является основой демократических принципов. Примером тому можно было бы назвать расстрел людей в Жанаозене и уголовные дела, заведенные на журналистов и общественных деятелей, которых обвиняют в разжигании социальной розни. Какую оценку этому могли бы дать Вы?
- События в Жанаозене действительно наделали много шуму в Казахстане и за его пределами, как и недавние аресты в Алматы. Ваш президент сам в минувшем декабре призвал принять во внимание требования забастовщиков в Мангистау, которые он признал по сути своей легитимными, и попросил провести объективное и независимое расследование. Эти вопросы недавно рассматривались в постоянном совете ОБСЕ в Вене, а также в Брюсселе и обсуждались во время последней встречи президента Назарбаева с канцлером Германии г‑жой Ангелой Меркель.
Мы убеждены, что Казахстан, который подтвердил свою приверженность ценностям ОБСЕ, в частности в отношении прав человека, а также принимая в расчет свое председательство в этой организации в 2010 году и предстоящее 2 марта сего года празднование двадцатилетия своего вступления в ООН, останется верен своим обязательствам, гарантируя объективные расследования и в случае необходимости открытые, гласные судебные процессы с полновесным и сбалансированным представительством сторон.
- Во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Германию были подписаны контракты о поставках из Казахстана редких металлов и минерального сырья. Планирует ли и французская сторона увеличить сотрудничество с Казахстаном?
- Редкоземельные металлы и элементы, о которых идет речь, нас тоже интересуют. В 2010 году был подписан договор между Бюро геологических и подземных исследований (BRGM) и «Казатомпромом». Это соглашение подчеркивает стремление обеих компаний усилить свое стратегическое партнерство и создать совместную лабораторию по редкоземельным металлам. Но на сегодняшний день казахстанско-французское сотрудничество в этой области — это не просто купля-продажа сырья. Это целый ряд промышленных проектов.
В том, что касается сотрудничества компании AREVA с «Казатомпромом», могу напомнить, что многие важные проекты находятся в стадии реализации. Это увеличение производства, а также конверсия добытого урана. Речь идет также о передаче технологий и возможности в дальнейшем создать другие совместные предприятия. Например, AREVA построит новую линию по производству топливных сборок на основе проекта AREVA для завода в г. Усть-Каменогорске. И, если я не ошибаюсь, завод планируется запустить в 2014 году. Глобальное партнерство между AREVA и НАК «Казатомпром» включает в себя многочисленные аспекты, которые окажут благотворное влияние на национальную компанию и казахстанскую экономику. Я имею в виду передачу технологий, модернизацию установок, создание новых рабочих мест.
Я думаю, что партнерство наших стран имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития. Сегодня развивающиеся страны, и Казахстан в этом плане не исключение, хотят в обмен на ресурсы получать новейшие технологии, чтобы таким образом развить свою экономику. И я думаю, что в этом плане Казахстан поступает верно.
- Однако отдельные немецкие общественные деятели считают, что планы Берлина заключить сырьевое партнерство с Казахстаном свидетельствуют лишь о том, что для правительства ФРГ экономические интересы важнее демократических принципов. Какова в этом случае позиция Франции?
- Я считаю, что сегодня, особенно в контексте мирового кризиса, в котором мы живем, кризиса экономического и финансового, который к тому же усугубляется в Европе долговым кризисом, каждое государство озабочено в первую очередь защитой своих экономических интересов.
Экономика и политика не являются взаимоисключающими областями. Без экономического развития трудно себе представить условия для демократического развития. При этом экономическая всеохватность имеет свои границы, поскольку частная инициатива, предполагающая реальную свободу, является необходимой для процветания.
И я не говорю еще о таком важном вопросе, как распределение богатств. Эта проблематика, общая для всех стран, требует своего решения со стороны правительств, но чаяния и надежды граждан, в какой бы географической и культурной зоне они ни находились, практически идентичны.
- Спасибо за беседу.
Original post:
Редкие металлы и Франции интересны