Автор: Вальдемар КРАУС
19.09.2011
Своеобразный «паритет бессилия», когда обе стороны конфликта не в состоянии ни отступить, ни переломить ход событий в свою пользу, сложился в Сирии. Мирное восстание населения этой страны против режима Башара Асада продолжается уже без малого полгода, а конца ему не видно.
Революция в Сирии довольно сильно отличается от других сценариев «араболюции», которые можно было наблюдать до сих пор. Здесь не произошло быстрой революции, как в Тунисе и Египте, протесты «низов» не были задушены в корне, как это было в Бахрейне. Сирийское руководство в отличие от прежнего ливийского не подает признаков раскола и предпочитает действовать против оппозиции совместно. Но оно недостаточно сильно, чтобы подавить протесты самостоятельно. Демонстранты же многочисленны и решительно настроены на борьбу, но им просто недостает организации, чтобы добиться исполнения своих требований. Что же ждет сирийскую революцию дальше?
В борьбе обретешь ты право свое
Начались протесты полгода назад и вполне безобидно. Небольшие группы верноподданных граждан, немного возбужденных событиями, происходящими в Египте и Тунисе, вышли на немногочисленные демонстрации, чтобы робко попросить у любимого президента небольших экономических реформ. Президент оказался суровым хозяином и решил примерно наказать «бунтовщиков», дабы другим неповадно было: демонстрации были разогнаны, «зачинщики» брошены в тюрьму.
Пожалуй, на этом все могло и закончиться, но так уж вышло, что вместе со взрослыми демонстрантами за решеткой оказались дети — школьники, пачкавшие по ночам стены домов антипрезидентскими лозунгами. Их родители не захотели молча мириться с тем, что отпрысков избивают в государственных застенках, и заявили протест против произвола. Многочисленные родственники и соседи поддержали эти выступления — так началось «мирное восстание» в городе Дераа на юге Сирии. С тех пор демонстрации протеста стали распространяться по стране.
Режим ответил «всей королевской конницей, всей королевской ратью». По улицам городов покатились танки и бронетранспортеры, демонстрантов начали отстреливать снайперы и полицейские, тюрьмы переполнились сотнями оппозиционеров, а по стране поползли слухи о том, что их там пытают и убивают без суда и следствия.
В данный момент, по оценкам независимых организаций, количество убитых сирийцев составляет от 2600 до 3000 человек, но эти цифры весьма приблизительны, есть мнение, что множество убийств было совершено тайно.
Одновременно режим убрал из Сирии всех иностранных журналистов, так что теперь никто не знает доподлинно, что происходит в этой стране — ни рядовые жители других государств, ни самые влиятельные политики, вплоть до Генерального секретаря ООН.
Официально десятки и сотни тысяч демонстрантов именуются режимом «вооруженными иностранными бандами». Оппозиционеры наводняют Интернет снятыми на мобильные телефоны сценами кровопролития и крайне жестоких расправ над безоружными демонстрантами. Сведения той или иной стороны нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Восток — дело тонкое
Похоже, из нынешней ситуации нет выхода, обреченно констатируют наблюдатели. Демонстранты продолжают мирный — чтобы там ни говорили СМИ, состоящие на службе у сирийского режима, — протест и, несмотря на то что гибнут, настроены весьма решительно. Правящие круги также настроены решительно, но в желании утопить этот протест в крови.
«Сирия — страна весьма сложная, — говорит профессор Хилал Кашан из Американского университета в Бейруте. — Это коренная арабская страна, она обладает гораздо большим значением, нежели Йемен и Ливия вместе взятые. Режим имеет в рукаве множество карт».
Три четверти населения Сирии —
Все они автоматически должны считаться верными сторонниками семьи Асада уже хотя бы потому, что для них вопрос верности режиму является вопросом выживания: межконфессиональная вражда с
Оппозиционерам же катастрофически не хватает опыта. Сирийская оппозиция возникла из ежедневных спонтанных протестов. Когда режим начал все более и более решительно использовать против демонстрантов силу, чтобы схватить и нейтрализовать их руководителей, всем стало понятно, что лидеры появляются изо дня в день, с каждой новой манифестацией. В этой спонтанности, с одной стороны, заключается слабость оппозиционеров, с другой — их сила, потому что, по сути, протесты начинаются каждый день «с чистого листа».
Массированное применение насилия и массовые аресты помогают режиму Асада предотвратить превращение спонтанных выступлений протеста в организованные, но остановить демонстрации, возникающие каждый день одновременно в сотне мест, невозможно. Решение конфликта путем диалога также маловероятно — после рек крови, пролитых режимом, на подобное развитие событий могут надеяться разве что очень наивные люди.
Так сложился «паритет бессилия», когда обе стороны конфликта просто не в состоянии ни отступить, ни переломить ход событий в свою пользу.
Заграница не поможет
У международного сообщества также нет возможности повлиять на события так, чтобы вывести их из пата. Дипломатическое лавирование Башара Асада уже сейчас привело к нейтрализации любого влияния на ситуацию в стране извне. Например, Турция, успевшая подтянуть свои войска к сирийским рубежам, вдруг оказалась втянута в дипломатический конфликт с Израилем.
Одновременно Асад смог заручиться поддержкой давнего союзника и покровителя — Кремля. У российского руководства имеются в Сирии серьезные интересы — как политические, так и экономические, поэтому оно не устает «прикрывать» сирийского президента от международных санкций, требуя дать ему время «для проведения реформ» и одновременно туманно намекая на то, что сирийские оппозиционеры — исламистские террористы.
Даже США вынуждены весьма осторожно относиться к сирийской проблеме, так как при случае Дамаск в состоянии устроить Вашингтону
Точнее, остались лишь санкции. Однако даже самые суровые из них, будучи принятыми, серьезно скажутся на позиции режима только в будущем, когда возникнут финансовые трудности. Пока же сирийскому режиму всего хватает. Запреты на въезд, замороженные иностранные счета, даже самое мощное оружие Евросоюза — нефтяное эмбарго Асада не пугают. Сирия привыкла к санкциям. Образовавшаяся вокруг сирийского президента экономическая элита до сих пор продолжает поддерживать его.
…Что же остается? На самом деле в данный момент этого не может сказать никто. Режим Асада воюет против собственного народа, не надеясь на победу. Демонстранты продолжают отчаянно сопротивляться, не имея шансов на победу. Все остальные в бессилии глядят на это, не обладая возможностью
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Originally posted here:
Революция в Сирии оказалась в тупике