Контроль над крупнейшей кондитерской фабрикой “Рахат” вот-вот перейдет к южнокорейской компании Lotte Confectionery. Отечественные предприниматели говорят, что продажа доли в бизнесе иностранному инвестору — хорошая возможность для его развития. Экономисты же предупреждают о риске вывоза капиталов из страны.
Автор: Анна КАРР, Майя АЛЕКСАНДРОВА
Ведущая кондитерская компания Южной Кореи Lotte Confectionery собирается приобрести 76% находящихся в обращении акций “Рахата”. Информация об этом появилась на сайте Казахстанской фондовой биржи во вторник.
“Для АО „Рахат“ данная сделка предоставляет стратегическую возможность продолжить экспансию в рамках Таможенного союза и в странах Центральной Ази”, — приводятся в пресс-релизе акционерного общества доводы президента АО “Рахат” Анатолия Попелюшко.
Стоимость акционерного капитала АО “Рахат” в сделке оценивается в размере примерно $157 млн. Приобретение подлежит обычным для такого рода сделок согласованиям (в том числе с государственными органами), в связи с чем завершение сделки ожидается во второй половине 2013 года. После получения соответствующих согласований и завершения сделки компания ConfeСtionery планирует сделать предложение миноритарным акционерам АО “Рахат” о выкупе оставшегося пакета акций в размере 24%, в сроки и на условиях, предусмотренных казахстанским законодательством.
К сожалению, узнать другие подробности сделки нам не удалось, но директор пиар-службы АО “Рахат” Наталья Тимощук уточнила, что сделка еще не состоялась: заключен лишь договор о намерении. Но, похоже, сомнений в том, что казахстанский бренд “уйдет” корейцам, на рынке ни у кого нет.
Между тем сам факт того, что еще одна казахстанская компания продает активы иностранцам, не может не настораживать. Мы попросили развеять (или усугубить) наши сомнения участников рынка и экспертов.
Внутри страны инвестиций не найти
Инвестиции со стороны иностранных компаний обычное дело в глобальном рынке, успокоил нас вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов. Тем более что уже сегодня-завтра Казахстан может войти в состав ВТО. Он отметил, что у нас много предприятий, выкупленных иностранцами: к примеру, тот же “Фудмастер” или Шымкентский фармацевтический завод.
— Конечно, было бы лучше, если бы контрольный пакет акций остался в Казахстане. Но для развития бизнеса нужны инвестиции, и если поступило выгодное предложение, почему бы не согласиться. Тем более когда у себя в государстве не всегда есть возможность получить средства для развития бизнеса, — считает г‑н Назханов.
В то же время он отметил, что, если подавляющее большинство отечественного бизнеса уйдет иностранцам, это будет нехорошо. С ним согласна исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева.
— Хотелось бы, чтобы наши отечественные бизнесмены развивались и работали на нашем казахстанском поле. Есть сектора экономики, которые государство обязано поддерживать, в том числе и пищевую промышленность. Ведь это стратегический момент, и нужно думать об экономической безопасности, — уверена г‑жа Палташева.
Но удивляться по большому счету, уверены наши собеседники, нечему.
— В свое время был закон об иностранных инвестициях, потом просто об инвестициях. Буквально год назад г‑н Исекешев (министр индустрии) со всех трибун вещал, что в Казахстане созданы идеальные условия для иностранных инвесторов, но ни слова ни сказал про казахстанских, — заметил Тимур Назханов.
“Рахат” продают неспроста
Продажа пакета акций такой крупной и раскрученной фабрики, как “Рахат”, скорее всего, говорит об очередном надвигающемся переделе частной собственности в стране. Такова одна из версий событий известного казахстанского экономиста Каната Берентаева.
Эта сделка, по его мнению, позволит акционерам фабрики вывести свои капиталы из страны за рубеж. Кроме того, не исключено, что собственники “Рахата” устали в одиночку решать многочисленные проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес.
— Когда появляется зарубежный акционер с устойчивым финансовым положением, то к нашим компаниям с таким вот иностранным участием в капитале формируется более или менее лояльное отношение, — заметил г‑н Берентаев.
Положение казахстанских товаропроизводителей на сегодняшний день в связи с добросовестной и не очень добросовестной конкуренцией со стороны российских и белорусских предпринимателей очень осложнилось, добавил эксперт, поэтому “для „Рахата“ будет очень выгодным оказаться под защитой крупного иностранного игрока”.
— Компания имеет прочные торговые позиции в Казахстане, давно экспортирует свою продукцию за рубеж, — заметил наш собеседник.
— И вот теперь для нее могут открыться новые рынки сбыта на востоке, в том числе на рынок Южной Кореи.
Ели же оттолкнуться от частностей и говорить в целом о государственной политике формирования инвестиционного климата в Казахстане, то отношение к ней у Каната Берентаева крайне негативное.
— В нашей стране инвестиционная политика заключается в привлечении зарубежных инвестиций в экономику, — заметил он с сожалением. — Легче позвать кого-то со стороны, предоставить преференции для создания и развития бизнеса, чем развивать собственный.
Такую стратегию Канат Берентаев считает крайне ошибочной. Но даже подобный подход не означает, что иностранному инвестору рай в Казахстане. Кстати, мнение экономиста разделяют и в национальном агентстве по экспорту и инвестициям Kaznex Invest.
На днях заместитель председателя правления нацагентства Кайрат Карманов как раз сокрушался о том, как тяжко приходится иностранцам, когда они сталкиваются с произволом таможенных и налоговых госорганов.
…Напомним, что АО “Рахат” занимается производством и реализацией кондитерских изделий. Акционерами компании являются BD Associates (UK) Limited — 29% акций, Анатолий Попелюшко — 25,45% акций, ТОО “Sweet City” — 12,18% акций, Наталья Хильчук — 11,54% акций. Что касается покупателя, то компания Lotte Confectionery (подразделение Lotte Group) основана в 1967 году, в ней работают более 4 тысяч сотрудников. Lotte Confetionery экспортирует свои продукты в 70 стран мира.