О земельных протестах и других вопросах рассуждает известный политолог Расул ЖУМАЛЫ.
— Земельные протесты в Казахстане прогремели на весь свет. Какие итоги вы бы подвели после всех этих событий? Каким стал Казахстан после земельных протестов? Какие уроки из них нужно извлекать?
— Итоги, к сожалению, неутешительные. Действия властей по разгону мирных митингов, устрашению и преследованию активных граждан не только противоречат букве Конституции. Для тех, кто забыл, напомню, что Основной закон Казахстана гарантирует людям свободу самовыражения, митингов и шествий. Удивляет то, за что, собственно, патриотов клеймят и истязают — за защиту родной земли и несогласие передавать ее в аренду иностранцам. По нормальной логике защита земли как основы независимости является главной задачей правительства и власти в целом. Но они эту основу государства мало того что довели до нынешнего плачевного состояния, так еще собрались выставить на аукцион и пустить с молотка. Возникает закономерный вопрос: чьи интересы они преследуют, если готовы за них угнетать собственных граждан? Да, уступив сейчас волеизъявлению тысяч людей, власть пошла на создание комиссии по земельным вопросам. Однако веры в ее искренность мало, поскольку другой рукой та же власть продолжает репрессии против активистов, заламывая руки и заключая в тюрьмы. Налицо попытки расколоть общество изнутри, заболтать тему, вселить страх в сердца, но отнюдь не сделать из произошедшего самый важный вывод. Он заключается в том, что с народом нужно считаться, а не злоупотреблять его доверием. Еще Авраам ЛИНКОЛЬН говорил: «Можно обманывать часть народа все время и весь народ — некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время».
Чиновники — это всего лишь наемные менеджеры на службе у народа, главного и единственного источника власти. Указанный базовый принцип Конституции наши чиновники, судя по их словам и поступкам, напрочь забыли. Результат этого искривления дает о себе знать и становится уже нестерпимым. И тот факт, что, несмотря на акты устрашения и угрозы ареста, невзирая на всю мощь репрессивной и пропагандистской машины, люди вышли на площади, говорит о многом. Ситуация кардинально изменилась. Люди уже не согласны безмолвно мириться с несправедливостью и расслоением в обществе, вездесущей коррупцией, зажимом казахского языка, ненасытностью и безответственностью чиновников. И это нужно воспринимать как тревожный звонок.
— Произошедшее 21 мая запомнилось грандиозным прессингом участников фактически несостоявшегося митинга: десятки приговорены к административному аресту, более тысячи граждан были задержаны и доставлены в РОВД. Винтили даже пожилых и людей с ограниченными возможностями. Почему власть не позволила алматинцам спокойно провести митинг? Почему она панически боится публичных протестных акций?
— Когда есть что скрывать, тогда есть чего и бояться. Ведь митинги — это не просто свободное волеизъявление людей. В отличие от срежиссированных чиновниками массовок с ложным выражением любви и преклонения, на митингах звучит правда, ставятся неудобные для властей вопросы и требуются ответы. А разумных доводов и аргументов, вызывающих доверие, нет. Как объяснить, что на положенные по закону 10 соток для своих граждан земли нет, зато для продажи латифундистам и аренды иностранцами миллионы гектаров давно приготовлены? Как понять, что девятая по площади страна в мире не способна прокормить себя и покупает продовольствие у 1,5‑миллиардного Китая? Каким образом потенциально богатая страна который год не вылезает из кризиса, зато имена чиновников красуются в списках «Форбс»? Чем отвечать открыто и честно на эти и многие другие вопросы, появляется соблазн действовать по старинке: заткнуть рты критикам, запугать оппонентов, разогнать несогласных и сделать вид, что ничего не произошло. На крайний случай, по примеру России, обвинить во всех собственных ошибках и провалах некие темные силы за границей. Но последние события ясно показали, что даже эти испытанные годами приемы не работают. Вспомните, какую реакцию в обществе вызвали опусы того же ОРТ или кадры с якобы обнаруженными накануне митинга схронами оружия и арматуры. В результате чиновники, как мне кажется, находятся в прострации, растеряны. Поэтому, с одной стороны, мы видим неуклюжие потуги сохранить лицо, с другой — во что бы то ни стало, даже путем нарушения закона, заставить общество замолчать. Но, полагаю, вечно так продолжаться не может. Отвечать по счетам рано или поздно придется. Вот это надо усвоить всем и прежде всего чиновникам, которые должны начинать думать по-новому.
— Почему земельный вопрос стал темой для многотысячных акций протестов? Является ли Земельный кодекс единственным поводом для недовольства?
— Земельный вопрос, скорее, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения. И об этом многие годы предупреждали наши эксперты. Общественные деятели призывали власть имущих, не нагнетая обстановку, решать первоочередные проблемы, связанные с обнищанием людей и безработицей, ухудшением экологии и снижением уровня жизни, растущей зависимостью от России и Китая и прочим. Но власти упорно игнорировали здравые предложения. В итоге недовольство накапливалось, протестные настроения усиливались. Могло ли быть иначе? Нет. Кто несет ответственность? Разумеется, те, кто все это время был глух и нем к мольбам людей, занимался чем угодно, только не решением их проблем. Те, кто не забивал себе голову этим, а занимался наполнением личных карманов. Теперь, когда ситуация вышла из-под контроля, что мы видим? Не только изжившие себя совковые методы оболванивания социума и устранения наиболее честных и активных граждан. Мы видим, что чиновники, которые заварили всю эту кашу, депутаты, которые дружно рукоплескали и голосовали за ущербные законы, остались на своих местах и гнут прежнюю линию. Это значит, к сожалению, что положение обещает только ухудшаться.
— Погаснет ли волна протестов после 21 мая? Как, по-вашему, будут развиваться события в будущем?
— Надо исходить из того, что волна митингов, прокатившаяся по стране в апреле и мае, имела объективные предпосылки. У людей, которые исчерпали все другие возможности достучаться до верхов, просто не осталось иного выбора для выражения своего мнения. Поражает реакция. Официоз и прирученные им СМИ вместо исправления допущенных ошибок и наказания виновных принялись огульно обвинять своих граждан в продажности, неблагодарности и прочих гнусностях. Даже публично данные обещания не преследовать активистов акимы и министры не сдержали. Но причины, толкнувшие людей на протесты, никуда не делись. И сколько бы ни закрывали глаза, они сами по себе не рассосутся. Следовательно, протестная волна не погаснет, напротив, она будет нарастать. И чем дольше в ответ на законные требования людей власть будет применять насилие, оттягивать решение актуальных проблем, перекладывать ответственность за совершенное на чужие плечи, тем сильнее будет становиться эта волна. Заигрывать с такой стихией, недооценивать ее мощь никому не рекомендуется.
— К какому компромиссу должны прийти власть и общество? Как должен решиться земельный вопрос?
— Все мы, граждане Казахстана, заинтересованы в спокойствии и благополучии нашей страны. Никто в трезвом уме не желает нагнетания обстановки с непредсказуемыми последствиями. Да, как и в любой стране, у нас время от времени появляются проблемные ситуации, и очень хотелось бы, чтобы они решались цивилизованно и своевременно. Почему в странах Западной Европы и Северной Америки за последние 100 лет не было ни одной революции, а на Ближнем Востоке подобные потрясения случаются регулярно? Ответ заключается в системе управления государством. В первом случае демократически избранные правительства открыто признают проблемы и с участием общества, используя такие преимущества демократии, как свобода слова, независимость судей, равенство всех перед законом, принимают оптимальные решения. Во втором — верхи озабочены лишь продлением своей власти, в интересах чего подминают под себя законы, игнорируют интересы народа, занимаясь не решением проблем, а их затушевыванием. Такая изначально ущербная конструкция обречена на крушение. Поэтому и стоит вопрос демократизации, которая не просто защищает права и свободы человека, но и, как выясняется, выступает залогом безопасности и стабильности страны. Митингами общество свое веское слово сказало, и его выбор однозначно на стороне демократии. Мяч на стороне власти.
— Становится очевидным, что неприязнь к тесному сотрудничеству с Китаем приводит к масштабным протестам в стране. Так ли страшна китайская экспансия? Почему большинство против прихода китайских сельхозкомпаний в Казахстан?
— Вопрос, как мне кажется, не в Китае или, скажем, России и их хотелках. В конце концов, они могут желать всего, что сочтут выгодным для своих интересов. Вопрос в нас самих как суверенном государстве — что для нас выгодно и приемлемо, а что нет? Так вот для нас выгодно дружить со всеми странами, прежде всего с соседями, сотрудничать и торговать. Но при неукоснительном соблюдении таких международных принципов, как равноправие, учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела. Требовать именно такого подхода есть долг и обязанность всякого ответственного правительства. А если этого не происходит, если национальные интересы поставлены на услужение иностранцам, то спрос должен быть не с китайцев, россиян или кого бы то ни было еще, а с собственных властей, позволивших это. В части земельного вопроса ясно одно: никакой аренды допускать нельзя категорически. Мы не должны забывать свой горький опыт, когда также на время передавали земли России, включая бывшую столицу Казахии Орынбор, Каракалпакию — Узбекистану и лишились их навсегда. Поэтому в наших с вами условиях обсуждение темы передачи земель в аренду равнозначно обсуждению лишения Казахстана независимости. Нужно прекращать всякие поползновения в таком чувствительном вопросе, являющимся основным для государства.
Однако в части раздувания китаефобских настроений хочу обратить внимание на то, что этим, как правило, занимаются российские СМИ либо прокремлевские массмедиа внутри Казахстана. Цель — максимально скомпрометировать Китай, блокировать его усиление в регионе, тем самым сохранить нынешний статус-кво с преобладающей ролью Москвы. То же самое россияне проделывают в плане недопущения сближения казахов с родственным тюркским миром, Западом и т.д. В последнем случае все мы помним пропагандистские клише про происки империалистов, заговоре Госдепа, прочей ахинее. Ни о какой заботе об интересах Казахстана речи здесь не идет, а лишь о продвижении имперских амбиций. Иначе почему эти СМИ не поднимают проблему с российскими военными базами в Казахстане, космодромом Байконур, которые наносят колоссальный ущерб экологии, здоровью местного населения, иные проблемные вопросы? Все мы наблюдали, как рупор, предоставленный им нашими же чиновниками, эти псевдожурналисты используют для раскачивания ситуации и разжигания розни между людьми. Поэтому давно назрел вопрос об избавлении Казахстана от информационной кабалы России, несущей прямую угрозу национальной безопасности.
— Вы вернулись из поездки в США. Расскажите о ней. Какие настроения там царят в связи с выборами президента? Как относятся к Казахстану? Знают ли там о последних событиях у нас и как к этому относятся?
— Данная поездка проходила в рамках Программы по визитам лидеров. В течение трех недель мы объездили пять штатов, где имели встречи в ведущих аналитических центрах, университетах, средствах массовой информации. Большое внимание было уделено знакомству с историей, политическим устройством, культурой и традициями американцев. Это была прекрасная возможность поближе познакомиться с США, проникнуться их жизнью, понять устои и ценности местного общества. За что очень признателен посольству США в Казахстане, Государственному департаменту и всем организаторам.
Впечатлений, конечно, много. Но в силу ограниченности формата отмечу лишь некоторые аспекты, относящиеся к нашим сегодняшним реалиям. Во‑первых, с профессиональной точки зрения приятно удивило то взаимодействие, которое установлено между правительством и конгрессом с одной стороны и аналитическим сообществом — с другой. При этом выводы и рекомендации последнего, даже очень критические, искренне востребованы властями. И это позволяет принимать выверенные и эффективные решения, избегая острых углов. К сожалению, у нас с этим ситуация просто аховая, когда финансируются за счет государства не честные и объективные исследователи, а проходимцы, приукрашивающие действительность и превратившие ту же политологию в фигуру легкого поведения. Во‑вторых, ни на одной из встреч с официальными инстанциями ни разу не довелось услышать перлы о достижениях Америки, каких-то победах либо заслугах. В этой стране об успехах принято судить по конкретным делам. Напротив, местные чиновники искренне делились с нами теми или иными недочетами, рассказывая, каким образом собираются их исправлять.
Да, Америка сегодня буквально живет и дышит выборами нового президента. Это тема номер один в местных СМИ и публичных дебатах. О том, как открыто, в честной конкурентной борьбе проходит эта кампания, нам остается только мечтать — без лживых статистических данных, без преследования оппонентов и ареста их сторонников, без подставных кандидатов, неспособных связать слово со словом. Кстати, некоторые СМИ в Америке имеют финансирование со стороны государства. Но их отличие от нашей кривой действительности заключается в том, что чиновникам строго запрещено вмешиваться в редакционную политику. Газеты и журналы пишут то, что считают нужным, в том числе критикуют, порой довольно жестко, власти. Нет в Америке и министерства информации, поскольку народ там не считают глупым, которому надо что-то разъяснять. Вместо этого принимаются правильные законы в интересах людей. А кто не согласен, выходят на митинги (их я тоже видел) и выражают протест. Но их никто не преследует, не впихивает насильно в автозаки и не лишает свободы. Напротив, митингующих граждан сопровождают силы правопорядка ради их же безопасности.
Наконец, за двадцать дней пребывания в Штатах я ни разу не слышал по местным телеканалам упоминаний о России и ПУТИНЕ. Схожая ситуация по другим странам. Дело в том, что американцы живут по собственным приоритетам, начиная от налогов, заканчивая законопроектом о медицинском страховании. Их интересуют свобода, безопасность, благосостояние в самих США, причем не через двадцать или пятьдесят лет, а здесь и сейчас. В этом, наверное, и заключается величие Америки, причем не страны, а прежде всего достойных и смелых людей, намечающих мечту и достигающих ее. У нас в Казахстане есть своя мечта, вопрос в том, как претворить ее в жизнь. Благо примеров, как положительных, так и отрицательных, в мире предостаточно. Остается лишь сделать выбор — властям и каждому гражданину.
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com