Обращение к народу Дмитрия Медведева, которое в среду вечером транслировали все государственные телеканалы, скажем прямо, насторожило. Пожалуй, российской общественности еще не приходилось видеть на экранах телевизоров его столь серьезным и даже жестким. Что случилось? Ведь еще недавно он и Барак Обама радостно улыбались друг другу, и вдруг — холодом повеяло, и опять со стороны России. Кто прав, а кто виноват и что делать, чтобы опять не оказаться в окопах «холодной войны»? Ответы на эти вопросы искали вместе с политологом Дмитрием Орешкиным.
- Дмитрий Борисович, как Вы думаете, каковы мотивы столь громких заявлений Медведева?
- Предвыборные в основном. Насколько я помню, он пугает Запад размещением «Искандеров» уже в третий раз. Так что там прекрасно знают цену этому заявлению. Есть такой рассказ у Зощенко про то, как детки новогоднюю елку наряжают. Леля — это старшая сестра, она ходит вокруг елки и достает то конфетку, то еще
- Насколько опасны для Европы эти военные комплексы?
-
- Почему это произошло?
- По той простой причине, что все упирается в элементную базу, а элементную базу мы сделать не можем, потому что нет технологии производства этих самых быстрых чипов. Поэтому нужно делать вид. А для Запада это даже не вид, они понимают, что это такое — размахивание томагавком перед лицом современной винтовки.
- Но для чего тогда президенту понадобилось обращаться к нации?
- А для внутреннего пользования… Часть избирателей путинского стиля с большим удовольствием воспринимают такие воинственные заявления: мол, наконец дали отпор, наконец заставили себя уважать. Понятно и то, почему это произошло за 10 дней до выборов. А как выступил Медведев? Гордо, распрямив плечи, подняв голову, такой весь крутенький, смеленький, сурово глядя в телевизор, будто бы говоря: «Так вот, я еще раз откушу от этого яблочка».
- К чему приведут такие заявления Россию и США?
- А ни к чему. Потому что логика в этом вопросе очень проста. Оборонная стратегическая инициатива — она по определению очень высокотехнологична. Потому что здесь,
- Поэтому принципиальный перевод гонки со стороны Запада в сферу оборонных технологий дает ему преимущество?
- Да, причем очевидное, неоспоримое и со временем наращиваемое преимущество. Мы можем отвечать только увеличением средств атакующего воздействия, то есть Россия может делать все большего и большего размера дубины. Потому что не хватает технологий, чтобы выстроить сеть наблюдений. То есть Россия не может построить аналогичную оборонную систему, а американцы — могут. Она будет больше и больше делать дубин, а они, условно говоря, пуленепробиваемые или дубинонепробиваемые окна у себя в доме.
- И что это им даст?
- Поскольку технология производства окон все время меняется, усовершенствуется и улучшается, а технология производства дубин в общем остается той же самой, то Россия может, конечно, тешить себя тем, что у нее самая большая дубина в мире, но, по сути, противостояние проиграно. Россию загнали в русло подготовки наступательных вооружений, и ей нечем ответить кроме как этим оружием. А США всегда будут технологически впереди, потому что производят оборонительное вооружение, и, соответственно, будут пропагандистски впереди.
- Почему?
- Потому что Россия производит средства нападения, а США — средства защиты. Отсюда второй вывод насчет неизбежных слабостей наших позиций. Мы требуем от них, чтобы они строили защиту вокруг своего дома с одним исключением в нашу пользу. Требуем, чтобы они заявили, что их оборонная система не направлена против России. То есть чтобы они вставляли пуленепробиваемые стекла в свои окна, но оставляли эти стекла пробиваемыми для российских дубин.
- Странная точка зрения в строительстве международных отношений…
- Довольно глупая, потому что США строят оборону от всех. А если, скажем, российское руководство вдруг захочет нажать на красную кнопку? И как американские налогоплательщики прореагируют на решение исполнительной власти оставить в окнах брешь для российской дубины? То есть Россия требует совершенно невыполнимого.
- Как может отреагировать на заявление Медведева Европа?
- Россия всегда в глазах международной и трезвомыслящей аналитической публики будем выглядеть отстающей. Хотя и будет постоянно размахивать дубиной, которая стала чисто пропагандистским оружием: мол, нам есть чем ответить, мы разместим ракеты в Калининградской области. Ну, дай бог удачи!
- Но по карману ли России такое «ракетное бремя»?
- Конечно, не по карману. В
- Так зачем обещать?
- Медведев, понимая, что в глазах избирателей он выглядит жиже Путина, напрягает мускулатуру, проводит при этом неразумную, экономически необоснованную политику. У России нет 23 триллионов, она их не произведет, даже если сохранится такая высокая цена на нефть, как сейчас. Но это тоже невозможно, за 10 будущих лет с ней (ценой)
- На кого тогда рассчитаны громкие заявления?
- Это сказки. С одой стороны, для избирателей, с другой — для лоббистов
- В советское время тоже власти сделали ставку на гонку вооружений. Это себя не оправдало. Получается, Медведев наступает на те же грабли?
- Конечно, мы это уже проходили, Советский Союз надорвался с этой гонкой вооружений. Когда он развалился, у него этих танков было больше, чем у всего остального мира вместе взятого, — 63900 штук. И каждый стоил примерно по миллиону долларов. По тем ценам это гораздо больше, чем в нынешнее время. Если умножить, получается 64 миллиарда долларов. И что, они обеспечили безопасность? СССР рухнул с другой стороны. Никто на него не напал, никто не нанес ядерного удара. А рухнул как раз потому, что слишком много денег вложили в производство этого железного хлама. И сейчас то же самое. Правда, теперь все больше летающий хлам производим.
- О каком хламе речь?
-Ну как же — неудачно запустили «Фобос», запустили «
More here:
Ракетное бремя России не по карману