Избирательная активность государственной машины потрясла на этой неделе известного жезказганского активиста Берика Жагипарова. Полмесяца назад закончился срок его ареста по решению административного суда города Жезказгана, а апелляционную жалобу, которую он подал по этому поводу еще будучи за решеткой, Карагандинский областной суд взялся рассматривать только сейчас.
Автор: Серикжан БАТЫРХАН
Напомним, 9 февраля в Жезказгане прошел митинг против «произвола компании «Казахмыс». А вечером следующего дня, когда все журналисты, освещавшие это мероприятие, разъехались, Берика Жагипарова задержали.
- Полицейские брали меня как особо опасного преступника, — с усмешкой поделился Берик Жагипаров. — Они окружили мой дом. Три машины стояли перед домом и еще две перекрывали улицу. Я открыл им дверь сразу, в ответ на требование проехать с ними попросил подождать на улице, пока переоденусь, поскольку был в домашней одежде. Но они в обуви по коврам прошли в зал и сторожили там. Потом посадили в машину с пятью вооруженными автоматами полицейскими в бронежилетах и отвезли в УВД Жезказгана.
Как утверждает Берик, там стражи порядка составили протокол задержания и отвезли его в следственный изолятор. Следующим утром повезли в административный суд Жезказгана, где судья постановил арестовать Берика на семь суток за организацию несанкционированного митинга.
С 17 февраля Берик Жагипаров находится в Алматы и, по его словам, уже забыл о жалобе, которую написал, находясь в следственном изоляторе, как вдруг ему пришла весть из Карагандинского областного суда.
- 4 марта мне позвонили родители и сказали, что пришло письмо, меня вызывают в Карагандинский областной суд, — рассказал Берик. — Я удивился, позвонил в суд и узнал, что заседание по моей апелляционной жалобе состоится 5 марта. Поскольку возможности присутствовать на заседании у меня не было, да и жалоба моя уже утратила актуальность, я сообщил секретарю, что приехать не могу.
«Расторопность» Фемиды, по мнению Берика, в данном случае выглядит анекдотично. Ведь в защите со стороны правосудия он нуждался тогда, когда был лишен свободы и взывал о помощи. А сейчас, когда факт свершился — он отсидел семь суток, решение апелляционной инстанции уже никак не может повлиять на ход событий.
- Апелляционную жалобу мне удалось написать с боем, через голодовку, — признался активист. — Сразу после решения административного суда, вынесенного 11 февраля, я потребовал, чтобы мне дали возможность написать апелляционную жалобу, но надо мной в СИЗО стали просто издеваться: «Тебе что, много надо, бунтарь?» — и все в таком духе.
Как утверждает активист, только после того, как он объявил голодовку и держался без еды два дня, к нему в камеру пожаловали прокуроры, которые и дали ему ручку с бумагой, чтобы он мог обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию, которая, впрочем, по уже свершившемуся факту вынесла постановление — оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Тем не менее Берик Жагипаров собирается бороться за свои права дальше.
- Правозащитники посоветовали мне взять постановления из административного суда города Жезказгана и из Карагандинского облсуда, — сообщил жезказганский активист. — На их основе мы напишем жалобу в прокуратуру Республики Казахстан. А вообще я намерен дойти до ООН.
Берик считает, что своими действиями по организации митинга он законодательства не нарушал, ведь акция была мирной, и о ее проведении организаторы заранее известили органы исполнительной власти. Кроме того, в апелляционной жалобе он указал, что полиция задержала его по истечении 24 часов после проведения митинга, а прокуратура не предостерегла его от последствий.
- Я удивлен, что полицейские среагировали на организацию мной мирного, но не санкционированного митинга так бурно: со спецназом, автоматами и т.д., — заключил Берик. — А когда я написал жалобу, судебный орган не поторопился с ее рассмотрением. Когда государству нужно кого-то прищучить, то они реагируют сразу, а если речь идет о защите прав граждан, то никто особо не торопится.
Оригинал статьи: