Бывший заместитель акима Атырауской области Салимжан Накпаев, приговоренный к 4 годам лишения свободы по ст. 327, ч. 3, УК РК («самоуправство»), 11 сентября был оправдан. Незадолго до этого, 31 августа, генпрокурор Казахстана Асхат Даулбаев на собрании актива атырауского филиала партии «Нур Отан» заявил, что внес в Верховный суд протест по делу Накпаева и уверен, что «суд вынесет справедливое и законное решение по данному делу».
Автор: Артур ШАХНАЗАРЯН
Салимжан Накпаев, как заявил генпрокурор на активе, «в своих письмах президенту страны сообщил о фактах масштабной коррупции и хищений госсобственности в акимате Атырауской области» и тем самым фактически инициировал прокурорскую проверку, приведшую к отставке Бергея Рыскалиева. Это не могло остаться без награды — пересмотр дела состоялся 11 сентября в 10.00 на заседании надзорной судебной коллегии Верховного суда РК.
Дело о недостаче и самоуправстве
История, которая во всей красе показывает нравы казахстанской политической элиты и легла в основу уголовного дела в отношении бывшего акима Атырау и заместителя акима области Салимжана Накпаева, горазда старше самого уголовного дела.
Дело начиналось так. 2 ноября 2011 года в ДВД области поступило заявление от гражданина Утенова о принятии мер в отношении бывшего заместителя акима области Накпаева и других лиц по факту вымогательства и незаконного завладения имуществом. В ходе предварительного следствия было установлено, что 10 августа 2010 года Накпаев и его помощник Хайруллин попросили Утенова, летевшего рейсом «Эйр Астаны» в Астану, доставить гражданину Амирханову деньги в сумме 600 тысяч долларов. Утенов согласился и в тот же день, прилетев в Астану, передал указанную сумму Амирханову.
Спустя 3 месяца Накпаев пригласил к себе Утенова и потребовал возвращения 300 тысяч долларов: мол, Утенов не все передал Амирханову. Утенов отказался, но с тех пор требования денег стали постоянными.
В итоге после угроз со стороны Накпаева и Хайруллина 13 декабря 2010 года были оформлены договоры купли-продажи 2‑комнатной квартиры и трактора Утенова на имя водителя Накпаева.
Странно, но факт — в мае 2011 года Утенов вдруг осознал (как оказалось, не без давления команды акима области Бергея Рыскалиева), что незаконно лишился имущества, и предупредил Накпаева и Хайруллина, что собирается обратиться в правоохранительные органы. Накпаев, опасаясь огласки, вернул Утенову отобранные ранее трактор и деньги за 2‑комнатную квартиру в размере 100 тысяч долларов, а Утенов написал расписку об отсутствии претензий к Накпаеву и Хайруллину.
И тем не менее 3 ноября 2011 года начальником отдела следственного управления ДВД Атырауской области Бектургановым в отношении Накпаева и других неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по статье 327. Судебный процесс по нему начался 5 марта 2012 года, но Накпаев дважды на него не явился. Тогда суд выписал предписание о принудительном приводе.
Поняв, что ему грозит реальный срок, Салимжан Накпаев попытался бежать, но на российско-казахстанской границе (Западно-Казахстанская область РК — Оренбургская область РФ) был задержан по ориентировке, разосланной по линии МВД по всем отделениям.
Наконец, 2 апреля 2012 года решением Атырауского городского суда №2 менеджер «Аджип ККО» Салимжан Накпаев был признан виновным по статье 327 УК РК («самоуправство») и приговорен к 4 годам лишения свободы.
5 июля Салимжан Накпаев был перевезен из Атырауской колонии общего режима, где отбывал наказание, в пенитенциарное учреждение на территории Акмолинской области. Как потом выяснилось, вывез его КНБ по личному указанию председателя Нуртая Абыкаева, и далее содержался он в здании республиканского КНБ. Причина — якобы угроза его жизни в местной колонии.
Любопытная деталь — жалобщик Утенов тоже получил небольшой срок, но его никто не спешит освобождать.
Повезло вовремя настучать?
Логика событий вокруг экс-акима города Атырау Салимжана Накпаева проста. Его освободили, а экс-акиму Атыруской области Бергею Рыскалиеву теперь точно ничего хорошего ждать от КНБ не приходится. Можно, конечно, долго и терпеливо рассуждать о том, что вдруг сподвигло Салимжана Накпаева повернуть против своего начальника и могла ли эта история не дойти до отставки Бергея Рыскалиева, если бы он и после бегства Салимажана Накпаева в отставку не посадил его за решетку.
Однако ни личность Салимжана Накпаева ни его дело, ни виновность или невиновность не имели бы значения при другом политическом раскладе. В администрацию президента многие пишут, да вот столь быструю реакцию на свои письма и жалобы отнюдь не все получают. Куда более громкие дела остались невостребованными.
То есть дело Накпаева стало тем «дышлом», которое позволило одной элитной провластной группировке сподвигнуть президента к отставке Бергея Рыскалиева и развернуть его против куратора экс-акима — главы президентской администрации Аслана Мусина.
Follow this link:
Развернем «дышло», чтобы, как надо, вышло