Выборы сельских акимов в Казахстане, скорее всего, пройдут в августе, сообщил заместитель руководителя администрации президента Габидулла Абдрахимов в кулуарах семинара по вопросам реализации административной реформы. Заодно он рассказал о переводе части госслужащих из Астаны в регионы и принципах формирования корпуса «А».
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Уже к осени суперпрезидентская республика, коей по факту является Казахстан, получит формальный атрибут более демократической формы правления — якобы избранных населением акимов (на самом деле акимов будут выбирать маслихаты).
- В соответствии с планом мероприятий мы должны провести выборы до сентября этого года, таким образом, скорее всего, выборы будут проходить в августе, — сказал Абдрахимов журналистам. — Голосовать за кандидатов будут депутаты маслихатов.
Можно смело предположить, что результаты этих выборов уже хорошо известны в администрации президента. Потому что среди депутатов маслихатов до сих пор не наблюдалось суицидальных настроений и голосовать представители представительных органов будут тоже «в соответствии с планом мероприятий». То есть за того, за кого скажут.
Что с этого фарса получит «Акорда»? Возможность при случае заявить, что в Казахстане уже введена выборность местных властей населением.
Что она потеряет? Да ничего: акимами по-прежнему будут становиться те, кого хочет видеть на этом посту вышестоящее начальство, только теперь оно будет сажать «нужных» акимов в кресло руками маслихатменов.
Паковать чемоданы — и в регионы
Еще одна новость от АП — пять тысяч госслужащих, обретающих ныне в Астане, могут паковать чемоданы, поскольку их переведут из центральных органов власти в регионы уже в этом году для укрепления аппаратов тех самых акимов.
- В этом году очень большие полномочия будут переданы из центров в регионы, также будет передана штатная численность — 5 тысяч единиц — из центральных органов в местные, чтобы создать аппараты акимов в селах, — сказал Абдрахимов.
По его словам, выглядеть это будет так: у министерств заберут штатные единицы и передадут их акимам.
- Большинство из них пройдет за счет имеющихся вакансий, часть — через имеющиеся дублирующие функции, — дал Абдрахимов понять, что столичные госслужащие могут и не ехать при отсутствии желания на село, но тогда им и с госслужбой придется попрощаться.
По каким критериям обитатели Астаны будут отбираться для «подъема целины», пока остается за кадром. Как, впрочем, не ясны до сих пор и принципы формирования т. н. корпуса «А» госслужащих — кроме того, что вслед за Назарбаевым все наши чиновники повторяют, что это будет элита чиновничества.
- По корпусу «А» сейчас действительно готовится пакет документов, в том числе и по системе оплаты труда, — начал замруководителя АП с самого важного момента. — В международном опыте это что-то между политиком и административным служащим. Как правило, эти люди получают очень высокую зарплату, поэтому мы тоже будем идти по этому пути для того, чтобы удержать их на государственной службе. Для них будут устанавливаться должностные оклады, которые будут достаточными для того, чтобы они могли спокойно выполнять свои функции.
Выяснилось, что с представителями этого чиновничьего «спецназа» контракт будет заключаться на определенный срок с возможностью его пролонгации еще на год.
- Допустим, на четыре года с правом дальнейшего продления еще на один год, — сказал Абдрахимов. — В контракте все обязательства сторон будут утверждаться, это делается для того, чтобы мы могли с этого госслужащего завтра спросить, что он сделал, находясь на этой должности.
В случае если чиновник не будет выполнять условия контракта, договор будет расторгнут, а его по логике вещей должны будут изгнать из этого бюрократического эдема. Впрочем, учитывая методы нашей «выборности» акимов, ясно, что пребывание чиновника в корпусе «А» зависит вовсе не от исполнения им каких-то формальных, озвученных публично условий, а от того, устраивает он вышестоящих кукловодов или нет.
Так что корпус «А» с годами будет напоминать все ту же кадровую колоду, которую елбасы имеет обыкновение перетасовывать время от времени, меняя местами королей, валетов и дам, но без появления новых лиц, то бишь карт.
Кому у кого еще надо учиться?
Примечательно, что о последствиях такого консервирования системы госуправления казахстанских чиновников предупредил экс-руководитель канцелярии экс-премьер-министра Великобритании Джонатан Пауэлл, прочитавший в Академии госуправления лекцию на тему «Современные тенденции в управлении персоналом на государственной службе». В ходе лекции он посетовал на то, как подданным Ее Величества тяжело избавляться от засидевшихся чиновников.
- Когда мы вступили во власть в 1997 году, был очень высокопоставленный чиновник в Министерстве сельского хозяйства, который был полностью ответственен за вспышку коровьего бешенства в стране, — сказал Пауэлл. — И когда мы попросили его уволиться, то нам сказали, что невозможно его уволить и самый лучший способ — просто повысить его дальше для того, чтобы его убрать с этой должности.
«В итоге, чтобы от него избавиться, нам пришлось выплатить ему отступных миллион фунтов», — вздохнул лектор и поведал благодарной аудитории, что в таких случаях надо стараться убедить людей, что должность, которую они занимают, — это «работа не на всю жизнь».
Аудитория понимающе кивала, хотя явно не догоняла, как чиновник, находящийся на хлебной в буквальном смысле этого слова должности мог отказаться от нее за миллион фунтов отступных? Он что, за время работы вложенные в получение должности деньги не отбил с прибытком? Ну и стоит ли нам после этого перенимать их опыт, когда у нас человек, становясь начальником какого-нибудь комитета или управления, строит себе за полгода пребывания в должности скромные, но царские хоромы? И кто у кого после этого должен учиться эффективности?
Тони Блэр и его команда, став советниками президента Казахстана, похоже, для себя на эти вопросы уже ответили…
Оригинал статьи: