Президентская гонка в Грузии вышла на финишную прямую: 27 октября — выборы. У кого больше шансов занять кабинет Михаила Саакашвили и почему — The New Times узнавал на месте.
От «Динамо», главного стадиона Тбилиси, до центрального рынка — буквально рукой подать. Место возле стадиона людное, чем не преминули воспользоваться самые бойкие торговцы: прямо на углу продает семечки Нене-бебо (бабушка Нене) — так зовут соседи 67-летнюю пенсионерку Нинели Залдастанишвили. «Я хочу каждый месяц иметь доход хотя бы 500 лари (около $300)», — озвучивает она по просьбе корреспондента The New Times свою «грузинскую мечту».
Мы с Нене-бебо знакомы уже более десятка лет. Все эти годы она не меняется. Шеварднадзе, Саакашвили, Иванишвиши — Нене-бебо как мечтала, так и мечтает о «500 лари в месяц». Теперь она надеется, что ее мечту исполнит Георгий Маргвелашвили, кандидат в президенты от победившего на прошлогодних парламентских выборах движения «Грузинская мечта» во главе с премьером Бидзиной Иванишвили: «Он же (Маргвелашвили) обещает — значит, сделает. Вот только отпустим Мишу (Саакашвили) с Богом, и все будет хорошо».
Глас народа
27 октября, в день выборов, Нене-бебо намерена сменить место дислокации. Говорит, самое выгодное дело — встать на входе в избирательный участок. Спорить с ней трудно — на ее счету уже множество голосований…
Ждать клиентов у избирательного участка собирается и 62-летний таксист Ираклий. Опыт показывает: с утра можно неплохо заработать. «Люди приходят на участки, а потом спешат на работу», — поясняет Ираклий. Пусть российский читатель не удивляется: многие грузины, по опросам, до 40 %, работают, а вернее — пытаются зарабатывать и в выходные. Жизнь заставила.
Ираклий раньше работал в милиции, «бомбит» уже семь лет. Работу потерял при Саакашвили — тогдашнему правительству молодых технократов с западным образованием многие из «совков», те, кому было за 50, оказались не нужны — найти новую не смог. 27-го Ираклий тоже будет голосовать за Маргвелашвили. «За кого же еще?» — переспрашивает он с неподдельным интересом.
Три «кита»
Тройка фаворитов: Георгий Маргвелашвили, Давид Бакрадзе и Нино Бурджанадзе — кандидаты от правящей партии «Грузинская мечта», теперь уже оппозиционного «Единого национального движения» и почти опального при Михаиле Саакашвили «Демократического движения — Единой Грузии». Остальные 20 кандидатов (беспрецедентное для Грузии число), зарегистрировавшиеся для участия в президентских выборах-2013, заметно отстают.
Согласно социологическим опросам, которые в Грузии публикуются с завидной регулярностью, лидирующие позиции за неделю до дня голосования занимает Маргвелашвили — 32,70 %. 28,70 — у Бурджанадзе, а 14,06 — у Давида Бакрадзе. Как показывает опыт, кандидат, обеспечивший себе самое верхнее место на подиуме за неделю до выборов, так на нем и остается.
А вот Бурджанадзе и Бакрадзе продолжают отчаянно бороться за электорат, постоянно меняясь местами в рейтингах. Причем разница в их предвыборной тактике заметная: кандидат от «националов» бодрых заявлений о грядущей победе на выборах не делает, а вот лидер «Демократического движения» уверена, что станет следующим президентом страны. И первое, что она сделает, — посадит Михаила Саакашвили за решетку. Второе — приложит все усилия к тому, чтобы Вано Мерабишвили (бывший премьер-министр Грузии, ближайший соратник Саакашвили. — The New Times) еще долго оттуда (из тюрьмы) не вышел.
Пора обещаний
27 октября впервые в современной истории Грузии народ будет выбирать не божество, а человека: у электората нет кумира, какими, безусловно, были Звиад Гамсахурдиа, Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили. Многие социологи видят в этом большой плюс: дескать, грузины политически взрослеют, избавляются от иллюзий. Но есть одно «но»: Маргвелашвили если и выберут, то не за личные качества, а за то, что он — ставленник Бидзины Иванишвили.
И кстати, это прекрасно понимает и сам кандидат от «Мечты». Он даже заявил как-то, что сам себе напоминает пластилин: «Куда его кинешь, такую форму и примет». А еще 44-летний Маргвелашвили, доктор философии, министр образования и науки в правительстве «Мечты», признал, что по жизни он — не политик. Впрочем, готов учиться.
И надо признать, у него это неплохо получается. У кандидата от «Мечты» эффективная команда пиарщиков, скрупулезно изучивших настроения избирателей. После парламентских выборов прошло уже больше года, а главными требованиями населения Грузии по-прежнему остаются «восстановление справедливости» и «наказание палачей режима». При этом никто не задумывается, что так называемые «палачи», в принципе, уже наказаны — в тюрьме сидят Вано Мерабишвили и Бачо Ахалая (бывший министр обороны Грузии). На днях во Франции был задержан экс-министр обороны Давид Кезерашвили. В случае победы «мечтателей» уйти со своего поста главы Совбеза обещает и главный идеолог «националов» Гига Бокерия. На воле пока лишь Михаил Саакашвили: он обещает остаться в политике, в каком именно статусе — пока неизвестно…
Но команда Маргвелашвили тем не менее чутко уловила общественный запрос, начертав лозунг «Восстановим справедливость» на предвыборном знамени кандидата от партии власти. Заезжено, да. И не оригинально. Зато надежно.
Впрочем, «восстановление справедливости» — главное, но не единственное обещание «Мечты». Создание рабочих мест, новые заводы, развитие сельского хозяйства — все это остается в повестке дня. Но достичь всего этого можно лишь в том случае, предупреждает партия власти, если будет положен конец пассивно-мечтательной «кохабитации» — этот новомодный термин в Грузии означает мирное сосуществование различных политических сил, а также исполнительной, законодательной и местной властей. Проще говоря: союзники и попутчики «Мечте» не нужны.
А вот «националы» против «кохабитации» ничего не имеют. Давид Бакрадзе постоянно повторяет: если он победит 27-го, то готов сотрудничать с политическими оппонентами «в любом формате и на любом уровне». Но сказать — мало. Надо еще, чтобы тебе поверили. А верят Бакрадзе не особенно. Причина, как считают многие эксперты, в том, что он выбрал весьма характерную для «националов» тактику — постоянно указывать на недостатки соперников. 12-секундные рекламные видеоролики «националов» идут с лаконичным слоганом: «Мечта» не работает». Может, оно и так, но вот этот лозунг кампании Бакрадзе явно работает ему в минус…
Главное обещание Нино Бурджанадзе — налаживание отношений с Россией. Каким именно образом она собирается это делать, бывшая соратница Саакашвили и экс-спикер парламента Грузии не уточняет. Но «это именно тот «хлеб», которого так жаждет народ», уверена она. Нужно отдать должное Нино: второе место в гонке — большое достижение. «После кровавых событий 26 мая 2011 года в Тбилиси, ответственность за которые многие грузины возложили на Бурджанадзе и ее соратников, Нино, получается, сумела реабилитировать себя в глазах общественности», — замечает политолог Мамука Арешидзе*.
Кто платит?
Расходы на предвыборную гонку оплачивает, как ни странно, в основном государство. Причем расклад в этом году получился крайне интересный, хотя речь идет, в сравнении с прошлыми выборами, когда счет шел на миллионы лари, о суммах далеко не астрономических. На ведение предвыборной кампании правящей партии выделили всего 100 тыс. лари ($66 тыс.), а вот «Национальному движению» — в шесть раз больше (!). Помимо этого все политические партии получают и пожертвования. Больше всех «дотаций» получила Бурджанадзе: частные лица и организации перечислили ей 400 тыс. лари ($240 тыс.), 140 тыс. лари ($85 тыс.) пожертвовали «Единому национальному движению» и лишь 1 тыс. 500 лари — «Грузинской мечте». Это — показатели за последний месяц. Отсюда, в принципе, и столь низкий градус предвыборной гонки: ни тебе бурных предвыборных митингов и манифестаций, не говоря уже о скандалах и войне компроматов — кампания проходит на удивление спокойно.
Впрочем, эксперты находят тому не только финансовое объяснение. «В Грузии изменилась конституционная среда: выборы президента сейчас уже не так важны, как раньше. Ведь сейчас реальной власти гораздо больше у парламента и премьер-министра, — объясняет The New Times эксперт по избирательным технологиям НКО GRASS Элене Хоштария. — Кроме того, на этих выборах в отличие от предыдущих нет и ярко выраженного лидера».
Приходится согласиться: грузинский народ настолько по-олимпийски спокоен, будто вопрос о том, кто станет президентом, давно решен и не обсуждается: Маргвелашвили, кто же еще. Причем большинство отдаст ему свои голоса как дань уважения Бидзине Иванишвили.
А вот за Давида Бакрадзе в основном будут голосовать обиженные нынешней властью люди. Может, их и много, но отнюдь недостаточно для победы. К тому же граждан, обиженных предыдущим правительством, в разы больше. И в этом — ошибка реформаторской команды Саакашвили: люди, от которых они избавлялись, как от «балласта советской эпохи» на протяжении десяти последних лет, теперь без особых усилий избавятся от них…
Чем ближе день выборов, тем активнее обсуждается вероятность второго тура голосования. Хотя Маргвелашвили и опережает остальных участников гонки, более 50 % голосов, необходимых для победы в первом туре, он, если верить опросам, все равно не набирает. Впрочем, премьер Бидзина Иванишвили уверен, что второго тура не будет. «Я даже не допускаю такого расклада, — заявил Иванишвили на встрече с редакторами печатных СМИ. — И вообще в случае второго тура я посоветую Маргвелашвили снять свою кандидатуру — результат меньше 50% будет означать, что население не выражает нам необходимого доверия».
Неблагодарный народ?
Если честно, грузины устали — ждать, бороться, выбирать… Проголосовали в прошлом году за «Мечту» — вроде бы должны обрести теперь какую-то уверенность. Но ее как не было, так и нет. Зато нарастает чувство растерянности. Время идет: месяц, другой, третий… год. Пошел уже второй. А разницы пока не видать. Зато виден застой. Пугающая стагнация, которая без всяких слов подталкивает к выводу: никакого развития в ближайшее время Грузии ожидать не стоит.
«Неблагодарный мы народ, — признался на днях коллега-журналист, все еще отчаянно поддерживающий «националов» Саакашвили. — Вот, например, люди Миши отремонтировали моему соседу дом, который был поврежден во время землетрясения. И что ты думаешь? Вместо «спасибо» сосед возмущается — не нравится, видите ли, кафель, который они в ванной ему положили. А я ему объясняю: ведь ты бы даже такой кафель никогда не смог бы купить! А он все твердит свое».
Неблагодарный грузины народ или благодарный — покажет время. Сегодня ясно одно: вместе с Михаилом Саакашвили из президентской резиденции уйдет целая эпоха. Небольшая по времени, но очень яркая. Со своими победами и поражениями, колоссальными достижениями и большими разочарованиями. Ощутимым гражданским прогрессом и тотальным — это правда! — контролем. Эпоха противоречивая, но феерически динамичная и отчаянно смелая. Эпоха харизматиков у власти.
Некоторые эксперты не исключают: Михаил Саакашвили все-таки вернется в политику. Во всяком случае, лет десять для осмысления пройденного пути у него точно есть. Сам идеолог «революции роз» пока об этом молчит. В заявленных планах — лишь строительство президентской библиотеки. «В Грузии настало время разбрасывать камни», — заявил на днях Саакашвили. Но, согласитесь, трудно поверить в то, что человек, рискнувший говорить и действовать наперекор Кремлю, будет довольствоваться пропагандой образовательных программ…
Источник: Newtimes.ru
Читать оригинал статьи —