Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО практически завершены. Эксперты уверены: претендуя на членство в этой организации, Астана исходит из собственных интересов, но не забывает и об интеграции с Россией в рамках ТС.
Казахстан начал вести переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) 26 января 1996 года. В начале текущего года президент республики Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством задачу осуществить вступление как можно скорее. У некоторых экспертов данная перспектива вызывает подозрение в том, что Казахстан, входящий вместе с Беларусью и Россией в Таможенный союз (ТС), стремится попасть в ВТО вслед за “старшим братом”. Однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что Астана ищет членства в ВТО, не оглядываясь на Москву .
Отдельные переговорные процессы
Досым Сатпаев
По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, не стоит связывать воедино попытки России и Казахстана вступить в ВТО. “По времени переговорные процессы обеих стран о членстве почти совпали, но они изначально шли отдельно, и степень их сложности тоже была разной”, — заметил Сатпаев в интервью DW.
По словам эксперта, два года назад с российской стороны действительно прозвучало предложение, адресованное странам-участницам Таможенного союза, вступить в ВТО единым блоком. Но позже и Москва, и Астана пришли к выводу, что коллективное вступление существенно затормозило бы процесс. Во-первых, потому что вступить в ВТО из трех участников ТС решили только две страны: Беларусь в этих переговорах не участвует. А во-вторых, ВТО и ее участники ведут переговоры с каждым новым потенциальным членом отдельно, поскольку экономические интересы у суверенных государств и существующие у них экономические проблемы разнятся.
Казахстан исходит из собственных интересов
“Вести переговоры со странами ТС, выступающими единым блоком, было бы очень тяжело. Ведь даже Казахстан и Россия, несмотря на то, что они являются давними партнерами, имеют разный экономический потенциал и разную степень конфликтности с тем или иным участником ВТО”, — отметил Досым Сатпаев. В данном случае, подчеркивает эксперт, Казахстану было намного легче вести переговоры со странами ВТО, поскольку, в отличие от России, его не воспринимали в качестве некоего потенциального врага.
Рустем Бурнашев
С оценкой, представленной DW Досымом Сатпаевым, согласен и директор по аналитике и консалтингу Института политических решений Республики Казахстан Рустем Бурнашев. Он также полагает, что и Россия, и Казахстан от вступления в ВТО ожидают в первую очередь преференций в торговых международных операциях. “Большинство торговых партнеров Казахстана являются членами ВТО. Поэтому для получения каких-то бонусов вступление в эту организацию для страны является самостоятельной ценностью, независимо от действий России”, — отметил Рустем Бурнашев в интервью DW.