Известный просветитель Абай Кунанбаев неожиданно стал неофициальным символом протестов в России. Площадка около его памятника в Москве среди протестующих зовется «площадью Свободы», а хэштег #ОккупайАбай стал одним из самых популярных в «Твиттере».
Автор: Михаил КРАБОВ
Фото: Блог в LiveJournal.ru roman-moscow
После «Кровавого воскресенья на Болотной», как называют «Марш миллионов» некоторые представители несистемной российской оппозиции, антипутинский протест, и до сих пор отличавшийся интеллигентностью, стал подчеркнуто мирным, превратившись в народные гулянья по центру Москвы.
Тем не менее и «просто гулять» по российской столице теперь небезопасно: всегда есть большие шансы оказаться в кольце ОМОНа, а затем — в автозаке по надуманным обвинениям в проведении несанкционированной акции или невыполнении требований силовиков.
Все праздничные дни полиция только и занималась тем, что перегоняла с места на место «площадь Свободы» — несколько сотен молодых людей с гитарами и плащами-накидками. География мобильного протеста хоть и ограничена центром Москвы, но весьма разнообразна: Ильинский сквер на Китай-городе, сквер на Устьинской набережной, Арбат (теперь и на Арбате ни попеть, ни поиграть!), Александровский сад, Никитский, Тверской и Страстной бульвары, парк на Баррикадной и, наконец, Чистые пруды, где самым удобным местом оказалась площадка возле памятника Абаю Кунанбаеву.
Именно туда, на самое широкое и удобное место Чистопрудного бульвара, и пригласил 8 мая Алексей Навальный всех неравнодушных людей:
- Нас с Удальцовым выпустили, едем на #чистыепруды к памятнику непонятному казаху.
«Непонятный казах» сначала вызвал бурю этнического возмущения; скидок на то, что Навальный родился в Подмосковье и вырос в Москве, где Абая никто знать не знает, не делали, Алексею слали проклятия и упреки в невежестве.
Однако не прошло и часа, как Навальный сообщил: «Кстати, кроме шуток, этот Абай был крутой чел», — и дал ссылку на соответствующую статью «Википедии». «Твиттер» начал распухать от ссылок на цитаты из Абая и статьи о его жизни и творчестве, в том числе на казахском языке.
Несмотря на то что поначалу русскоязычные пользователи копировали казахские цитаты, не скрывая иронии, после появления первых переводов настроения резко поменялись. Оказалось, что многие высказывания великого просветителя чрезвычайно соответствуют моменту и Абай из непонятного казаха стал неофициальным символом российского протеста.
К вечеру 9 мая полиция, очевидно, утомившись бесконечно задерживать людей, оставила в относительном покое «площадь Свободы» у памятника Абаю, и уже в полдень 10 мая хэштег #ОккупайАбай (производное от недавней американской акции Occupy Wall Street) более чем полтора часа продержался на третьем месте в мировой десятке актуальных твитов, в том числе и благодаря поддержке активистов регистрирующейся партии «Алга», публикующих четверостишья и афоризмы Кунанбаева. Сюжет про Абая выпустил телеканал «Дождь», #ОккупайАбай — обязательная метка в сообщениях тех, кто собирается участвовать в протестах на «площади Свободы».
Сумеет ли казахстанская оппозиция с выгодой для себя развить столь удачный тренд, пока неясно, но всего за несколько часов об Абае Кунанбаеве в Рунете узнало больше людей, чем за целый год Казахстана в России, а это значит, что правда понятна и близка всем людям доброй воли, несмотря на языковые барьеры.
От автора: Obey (анг. подчиняйтесь!) — аллюзия на фильм Джона Карпентера “Чужие среди нас” (They live).
Originally posted here:
Путин говорит: «Obey!» Мы говорим: «Абай!»