Главная проблема, с которой Россия встречает новый приход в Кремль Владимира Путина, – глубокое недоверие между обществом и властью, считает депутат Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия» Илья Пономарев. И преодолеть эту пропасть избранному президенту, возможно, окажется не под силу.
Автор: Илья ПОНОМАРЕВ
Совсем немного времени осталось до 7 мая, дня, когда пройдет инаугурация Владимира Путина и начнет обратный отсчет срок его новых президентских полномочий. Однако, по наблюдению многих, Россия уже не та, что была при прошлом правлении Путина, она если не проснулась, то начала просыпаться и требовать перемен. Какой встречает Россия нового-старого президента, с какими проблемами столкнется он в качестве президента? Ответы на эти вопросы искали вместе с руководителем направления законодательных инициатив Института современного развития (ИНСОР), депутатом Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия» Ильей Пономаревым.
- Илья Владимирович, какой, на ваш взгляд, Россия встречает новый приход Путина в Кремль?
- Главная проблема, с которой столкнется новый президент, — проблема глубокого недоверия между обществом и властью. Ей не доверяют даже те, кто за нее голосует. А без доверия невозможно реализовывать никакие государственные программы, потому что они требуют людской веры в государственные инициативы. Без этого не победить, например, коррупцию. Потому что люди априори считают, что если власть позволяет себе нарушать закон намеренно, почему народ должен в этой ситуации поступать добросовестно? То есть это своего рода внутренняя индульгенция, которую получает каждый человек.
- Оппозиция готовится встретить инаугурацию Путина маршем миллионов 6 мая. Удастся ли его провести и чем на это может ответить Кремль?
- Удастся, а реакция будет зависеть от масштаба марша. Полагаю, он будет заметным. Насколько больше соберет народа, чем зимние протесты, трудно сказать, но шансы превзойти достаточно хорошие. Ведь многие люди из регионов собираются приехать. Поэтому я думаю, что марш будет достаточно заметным и энергичным.
- На ваш взгляд, будут ли отличаться весенние протестные настроения от зимних?
- Люди ждут перемен. Общество не вернулось в то апатичное состояние, в котором оно пребывало до 4 декабря. Оно возбуждено, жаждет перемен, но не в пассивном режиме, а в активном. То есть народ готов заниматься проектами, которые были бы направлены на переустройство общества. Есть люди, которые хотят свергнуть власть, а есть люди, которые махнули на нее рукой и строят, условно говоря, параллельную власть. Вот это и есть главный вызов для Путина.
- В России отныне будет единый день голосования — то есть выборы в разные органы власти будут проводить только во второе воскресенье сентября. Некоторые эксперты уже заявили, что это станет похоронами выборного процесса. А как вы оцениваете это решение, чем оно чревато?
- В принципе, я за идею введения единого дня голосования. Но дата, которая выбрана, очень сильно затрудняет политический процесс. Фактически это означает, что все избирательные кампании будут активно проходить только две недели сентября, потому что в августе городское население в отпусках, а сельское занимается уборкой урожая. Поэтому ни тем ни другим не до выборов.
- Как вы считаете, почему власть выбрала именно эту дату для выборов?
- Возможно, потому что это время максимального социального оптимизма, потому что, во-первых, в августе из-за спада деловой активности наблюдается дефляция, цены не растут, люди заняты отпусками, уровень претензий низок. Я полагаю, что, выбрав этот день, власть рассчитает добавить себе за счет этих явлений 4—5 процентов.
- В России «Несогласные» немало вдохновились победой на выборах мэра в Ярославле оппозиционного кандидата Урлашова. Заставит ли власти эта победа оппозиции взглянуть на страну по-новому?
- Власть, к сожалению, ничто не учит. Такие вещи считаются там, наверху, случайными. Посмотрите, что в Астрахани происходит! Если бы они могли взглянуть по-новому, они бы иначе действовали при формировании и правительства, и Думы. Ведь существует огромное количество форм вовлечения оппозиции в совместную работу. Но вместо этого власть только постоянно повышает градус противостояния. Пока им вилы в одно место не вставят, они ничего не сделают.
- Кстати, вокруг голодовки Олега Шеина, проигравшего мэрские выборы в Астрахани, неожиданно стали объединяться практически все оппозиционные силы страны. А как вы оцениваете то, что происходит нынче в Астрахани?
- Городской криминал в союзе с отдельными высокопоставленными чиновниками кремлевской администрации не собирается сдавать свои позиции. Причем я считаю, что областная власть готова была идти на компромисс, но, так как люди воюют за бабло, для них крайне важно удержать власть.
- Кто победит в этой ситуации?
- Трудно сказать. Потому что если бы власть была консолидирована, это была бы одна история. А здесь нарушения настолько наглые, что большое количество людей, даже из «Единой России», признали правоту Олега Шеина, настаивающего на отмене голосования и назначении перевыборов.
- На волне этих волнений многие наблюдатели даже заговорили о том, что вопреки ожиданиям не Москва станет центром протестного движения, а регионы. А вы как считаете?
- Революции, то есть в широком смысле слова — смена власти, происходят в столице. Это для Путина самое опасное, потому что, конечно, столица его ненавидит. Но самый стремительный подъем будет в регионах, потому что природа протеста в регионах социальная. К тому же летом начнут реализовываться отложенные решения по повышению тарифов на ЖКХ. Это будет способствовать протестным движениям.
- Есть ли у вас прогноз относительно периода правления Владимира Путина, каких ошибок, может быть, нужно избежать?
- Ему нужно учиться слушать людей и идти на компромисс. Ему надо признать факт существования иных точек зрения и факт необходимости их учитывать. Потому что у него чисто пацанская логика: я сильнее — вы подо мной, вы сильнее — я под вами. А партнерских отношений у него в принципе не бывает ни с кем.
- Чего ждать от нового-старого президента партнерам по Таможенному союзу?
- Ничего нового ждать не стоит. Впрочем, возможно, продолжат ухудшаться отношения с Украиной. Они (власти России — ред.) зовут Украину в Союз, но выставляют заведомо неприемлемые условия сотрудничества, а потом удивляются, почему Виктор Янукович, который вроде и пророссийский президент, но выступает против. Отношения между двумя странами при таком раскладе будут только накаляться.
- А с другими странами СНГ как у России будут складываться отношения?
- Мы всех партнеров по СНГ распугали. Даже с Казахстаном при Ельцине были лучше отношения. В связи с этим, думаю, все наши партнеры по СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС будут искать другие центры силы для того, чтобы показать, что они могут обойтись без России. И когда-нибудь реально обойдутся.
Интервью подготовила Татьяна ГАРЬКАВАЯ
View post:
Путина погубит «пацанская логика»?