Пуганая Акорда боится даже блогеров
Кто фраер? Ну, конечно, «лидер нации», без которого в Казахстане ничего не было бы и которому все казахстанцы, если верить пропаганде, должны быть благодарны по гроб. Почему фраер танцевал недолго? Потому что между подачей Мажилисом коллективного заявления об увольнении по собственному «желанию» и исполнением этого «желания» прошло всего несколько дней.
Было смешно наблюдать, как казахстанская пресса, самозваные эксперты и люди, маскирующиеся под активистов гражданского общества, пытались создать интригу на тему предстоящих досрочных парламентских выборов, публично гадая, распустит ли глава государства нижнюю палату парламента и когда соответствующее решение будет им принято.
Что касается ответа на первый вопрос, то он был известен с самого начала. В казахстанском политическом балагане сложных и затянутых сюжетов по определению не бывает. Поэтому если в первом акте действа на стенку повешено ружье, то в конце этого же акта оно точно выстрелит.
О предполагаемых же датах роспуска парламента и досрочных выборов можно было легко узнать, изучив календарь. Выборы в Казахстане традиционно проводятся в воскресенье, а досрочные парламентские выборы должны согласно закону состояться через два месяца после их назначения.
Воскресенья в марте 2016 года выпали на 20‑е и 27‑е числа, поэтому Нурсултан Назарбаев должен был подписать соответствующий указ 20 или 27 января. То есть до или после начала праздника Наурыз. Выбрали первое, видимо, чтобы явка избирателей была достойной, а чиновники и госслужащие, отработав на выборах, могли затем расслабиться.
Ну а дальше все покатилось по накатанной. Назарбаев подписал указ, провёл заседание с участием своих ближайших соратников и обратился к казахстанцам с очередной порцией проникновенных слов насчёт осложнения международной обстановки и её негативного влияния на Казахстан, готовности государства к кризису и масштабных задачах, поставленных им перед страной. Все эти слова уже набили оскомину.
Но появилось кое-что и новенькое. Позволим себе процитировать эти откровения, поскольку они объясняют преследования гражданских активистов, причем по надуманным поводам.
Первое: «Нашему народу, как всегда, нужно объединяться и давать отпор, при необходимости законодательно, любым возможным провокациям в это сложное время. И тем, кто будет пытаться политизировать и искать виновных в ухудшении ситуации».
То есть, если кто-то скажет или напишет, что в неготовности Казахстана к экономическим проблемам, вызванным резким падением мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, виноват Нурсултан Назарбаев как бессменный глава государства и «лидер нации», то это будет политизация и поиск виновных в ухудшении ситуации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второе резонансное высказывание: «Поэтому всем нам нужно сплотиться и помогать друг другу. Сейчас проверяется патриотизм каждого гражданина страны».
То есть, мало того, что «лидер нации» снова призывает сограждан сплотиться вокруг него и помочь ему, он еще и обвиняет тех, кто не хочет или не готов этого сделать, в отсутствии патриотизма. Прямо из серии переложить с больной головы на здоровую.
После того как президент Казахстана дал старт политическому действию под условным названием «Досрочные парламентские выборы», немедленно закрутилась давно стоявшая на низком старте государственная «машина». Центральная избирательная комиссия в то же день назначила дату выборов депутатов Мажилиса и маслихатов, утвердила календарные планы основных мероприятий и образцы избирательных документов.
Так что теперь можно расслабиться: досрочные парламентские выборы в стране состояться при любой погоде. Неизвестно только пока, какие политические партии кроме «Нур Отана» попадут в состав нижней палаты нового парламента и какими будут точные результаты голосования.
Что касается будущей явки избирателей на участки, то политическая острота момента диктует, чтобы она были лучше, чем в 2012 году. Тогда явка составила 75,45%. Получается, что 20 марта 2016 года в выборах примет участие не меньше 80% казахстанцев, имеющих право голоса.
Что-то нам подсказывает, что вряд ли Акорда решится «запустить» в Мажилис четвертую партию, поэтому скорее всего список парламентских партий не изменится. Но даже если и изменится, ничего в Парламенте РК не поменяется: как был этот орган при администрации президента РК, так таковым и останется.
Однако следует отметить, что в условиях резкого и массового ухудшения социально-экономического самочувствия казахстанцев государственному аппарат придется сильно побегать. Понятно, что поскольку избирательные комиссии сформированы по старому принципу, а реальной политической оппозиции в стране после ликвидации Народной партии «Алга» и Компартии Казахстана не осталось, то результат голосования предрешён. Но всякие неожиданности все-таки могут иметь место.
Похоже, именно этих неожиданностей и боятся сейчас власти и сам «лидер нации». Действительно, все резонансные массовые протесты казахстанцев за последние четверть века, включая декабрьские события 1986 и 2011 годов, а также трагедию 2006 года в Шаныраке, случились неожиданно, без какой-либо видимой подготовки, как результат спонтанной реакции больших групп граждан на действия самих властей.
Именно поэтому Акорда и пытается запугать население уголовными преследованиями блогеров, гражданских активистов и журналистов. То есть делает то, что она способна сделать в нынешних сложных условиях, ведь «пуганая ворона куста боится».
Другими словами, «лидер нации» боится саму нацию, и именно поэтому, с одной стороны, уговаривает её в очередной раз поверить ему на слово, а с другой — усмиряет её преследованиями инакомыслящих. В обоих случаях он весьма неубедителен, но поскольку народ раздроблен и задавлен текущими проблемами, Назарбаеву пока удаётся сохранять статус-кво.