Про «спагетти хаус», «шашлык» и кашаганскую нефть
Под рубрикой «Фабрика взяток» журналисты опубликовали десятки тысяч электронных писем и документов, подтверждающих, что Unaoil помогала сотням международных компаний получить выгодные контракты в Ираке, Казахстане, Ливии, Сирии, Тунисе и других странах Африки, Ближнего Востока и бывшего Советского Союза. Среди клиентов Unaoil оказались Halliburton, KBR, Rolls-Royce и Samsung. Оказались также замешаны в схеме взяточничества насколько крупных правительственных чиновников и политиков.
Большинство компаний тут же отвергли свою причастность к коррупции. Однако в начале апреля, согласно сообщению управления по правовым вопросам Монако, руководители компании Unaoil были вызваны на допрос, а в их домах произвели обыск. Тогда СМИ произвели второй выстрел. Предлагаемый вниманию читателей ниже материал был опубликован The Age под названием «Unaoil: покупая кусочек “Спагетти-хауса”» и дается в нашем переводе.
В это статье подробно рассказывается о том, как монакские посредники помогали итальянской Eni выигрывать тендеры, заводя связи с казахстанскими чиновниками, причем последние не забывали и о своих интересах.
Но расскажем обо всем по порядку.
«Шашлык» и «спагетти»
Когда двадцать лет назад на казахстанском побережье были обнаружены огромные запасы нефти, крупнейшие нефтяные компании направились в Каспийское море.
Американская транснациональная компания Halliburton и ее тогдашняя «дочка» Kellogg, Brown & Root (KBR) возглавили поход. Прибытие американских компаний, известных своими связями с американской военными и бывшим главой фирмы — вице-президентом США Диком Чейни, сигнализировало, что здесь можно делать серьезные деньги.
Тот же эффект имело прибытие компании Unaoil примерно в то же время. Как утверждается в статье, монакская компания Unaoil специализируется на даче взяток для транснациональных компаний-клиентов, чтобы предоставлять им ценные преимущества при заключении нефтяных и газовых контрактов стоимостью в сотни миллионов долларов.
Помощь Unaoil стоит дорого. Как правило, комиссия в 3 и более процентов от общей стоимости контракта, но Halliburton и KBR были счастливы заплатить. Так же поступили и британские Petrofac и Rolls-Royce, норвежская Aker Kvaerner, турецкая фирма Gate, сингапурский конгломерат Keppel и американская фирма National Oilwell Varco. Понятно, что по крайней мере некоторые из менеджеров KBR знали, как Unaoil добивается преимущества.
В феврале 2005 года менеджер KBR предложил Unaoil «подружиться», чтобы помочь KBR выиграть контракт на предоставление услуг на нефтяном месторождении Кашаган. «У меня такое ощущение, что здесь будет хороший спагетти-хаус; конечно, немного шашлыка на обед тоже хорошо усваивается», — написал менеджер KBR, используя кодовые обозначения: “спагетти” вместо менеджеров итальянской компании Eni, которая управляла месторождением Кашаган наряду с казахстанскими чиновниками, которые получили кодовое название «шашлык».
Но «дружба», которой добивалась KBR, была не просто лоббизмом. Unaoil подкупил как казахстанских чиновников, так и менеджеров Eni. «Нам нужно убедить [KBR]… что мы владеем «Спагетти-хаус» и взяли в аренду «Шашлычную», — писал исполнительный директор Unaoil Питер Виллимонт своему боссу, генеральному директору Сайрусу Асани. — Готово, мы можем подписывать сделки».
Асани ответил, тоже зашифровано, что американская компания должна заплатить Unaoil, прежде чем они начнут ей помогать: «Постарайтесь получить бумаги прежде, чем мы закруглимся. Это поможет, если они будут у нас».
Другими словами, KBR должна была гарантировать, что выплатит Unaoil солидные комиссионные, прежде чем получит влияние, которого она добивается. Известно, что к 2008 году KBR обещал Unaoil более $10 млн в виде комиссионных. «Наша способность работать с репутацией KBR огромна», — утверждала Unaoil в электронном письме.
Владея «Спагетти-хаусом»
Заявления Виллимонта, что они владеют «Спагетти-хаусом», было не пустым хвастовством, продолжают авторы расследования. Из утечек внутренней электронной переписки становится ясно, как некоторые руководители итальянской нефтяной компании Eni, назначенные управлять нефтяным богатством Казахстана, использовали свою власть в преступных целях. В обмен на взятки эти люди выдавали важную информацию по тендерам и устраивали контракты в пользу KBR и других клиентов Unaoil.
В одном из писем менеджер Eni Диего Браги пишет Unaoil, что в обмен на откаты он «может обеспечить все тендерные детали, уточнения, оценки» в конкурсной комиссии, куда он был назначен, чтобы помочь осуществлять надзор и держать все в тайне.
Пятеро итальянских посредников, в том числе несколько действовавших из Лондона, использовались для подкупа компанией Unaoil сети руководителей Eni. Из эти пяти самым значимым был Леонид Вортолаццо. Бывший одним из руководителей Eni ранее, Бортолаццо был не чужд коррупции, утверждают журналисты. Утечки электронных писем показывают, что Unaoil потратила десятки тысяч долларов на элитарную мебель для лондонского дома Бортолаццо в то время, когда он был ответственным за контроль крупных нефтяных контрактов с Казахстаном в 2004 году.
Unaoil продолжала давать взятки Ботролаццо и после того, как он покинул Eni в октябре 2004 года и начал работать с влиятельной казахстанской государственной нефтяной компанией под названием KING (АО «Казахский институт нефти и газа» — ред.) в 2005 году.
Компанией KING управлял хороший друг Бортолаццо, влиятельный казахстанский чиновник Серик Буркитбаев (который позже попал в тюрьму за коррупцию).
KBR отчаянно пыталась заручиться поддержкой KING, Бортолаццо и Буркитбаева, потому что они должны были обеспечить, в соответствии с заметками KBR, «неофициальные преимущества при проведении тендера… Мгновенный доступ к лицам, принимающим решения в правительстве Казахстана и… доступ к информации, совершенно недоступной для таких, как KBR».
В 2005 году, когда эта заметка была написана, Unaoil уже «купил» Бортолаццо. Документы показывают, что Unaoil выплачивала ему по $80 000 в месяц в обмен на подкуп тендерной комиссии в пользу KBR и других фирм.
В 2006 году в электронном письме Бортолаццо писал, что Unaoil обещала ему $2,5 млн в обмен на помощь, которую он предоставил KBR и другим компаниям. Бортолаццо оставил часть этих сумм себе, а остальное использовал, чтобы платить взятки своим продажным «друзьям» из Eni, сообщается в статье.
И Бортолацци, и Браги направлены просьбы о комментариях, отмечают авторы материала.
«Шашлычная»
Unaoil и ее сеть никогда не упускала возможности добиться расположения у влиятельных казахстанских чиновников. Небольшие «приманки» давались без колебаний. По просьбе влиятельного правительственного чиновника Unaoil потратила 6000 евро на гостиничные номера в Монако; компания помогла другому высокопоставленному казахстанскому чиновнику и его супруге подать запрос на фиктивную визу в посольстве Испании и заплатила за их отпуск. Она же помогла подставному лицу влиятельного казахстанского деятеля открыть компанию на Британских Виргинских островах и банковский счет на Бермудах.
Но реальный бизнес влиятельных казахстанских чиновников, привлеченных Unaoil к консультированию своих клиентов, состоял в том, чтобы предоставлять многомиллионные подряды компаниям, находящимся в собственности или под контролем этих должностных лиц.
Unaoil и ее клиенты из разных стран, в том числе KBR, были одержимы желанием получить поддержку таких фигур, как миллиардер Тимур Кулибаев, зять президента Казахстана.
Кулибаев известен тем, что купил особняк члена британской королевской семьи принца Эндрю за 15 миллионов фунтов стерлингов в 2007 году, несмотря на то, запрашиваемая цена составляла 12 миллионов фунтов, напоминают авторы статьи.
В американской дипломатической депеше, опубликованной Wikileaks, упоминается, что Кулибаев имеет невероятный контроль над нефтяной отраслью Казахстана. В 2006 году, когда генеральный директор Unaoil Сайрус Асани пригласил Кулибаева на свадьбу своего брата в Монако, он обратился к нему в приглашении «Ваше превосходительство».
В письмах из утечек неоднократно описывается, как Unaoil и его клиенты стремились получить расположение Тимура Кулибаева, а также правительства Казахстана, участвуя в сделках с компаниями, которые он контролировал. Антикоррупционные органы Соединенных Штатов и других стран предупреждают, что такая деятельность может быть расценена как взяточничество и коррупция.
В 2007 году Unaoil создала собственное совместное предприятие с высокопоставленным казахстанским чиновником, которого она охарактеризовала как «очень близкого к ТЗ (Тимуру Кулибаеву)».
Unaoil также посоветовала своему клиенту, сингапурской корпорации Keppel, использовать свои финансовые связи с контролируемой Кулибаевым компанией, чтобы помочь выиграть финансируемый правительством контракт на поставку нефтяной баржи. В противном случае Unaoil сообщала, что контракт уйдет конкурентам Keppel, компании KGNT, которая также имеет связи с Кулибаевым.
Однако нет никаких предположений, оговариваются журналисты, что Кулибаев когда-либо оказывал ненадлежащую помощь Unaoil или ее клиентам, которые намеревались в результате усилий Unaoil получить его покровительство.
“Мы тут не при чем”
12 апреля компания Unaoil ответила на публикацию The Age. Владельцы компании, семья Асани, отрицает все обвинения. Семейство Асани возмущено тем, что все опубликованные заявления были представлены журналистами как факты и слишком быстро перепечатана другими изданиями.
«Мы намерены доказать свою невиновность. Мы будем сотрудничать с властями, а также предпримем ряд других необходимых действий», — заявили руководители корпорации.
На этом статья The Age заканчивается. Однако судя по количеству писем из утечек, впереди нас ждет еще не одно разоблачение. Следите за нашими публикациями.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА