Про выборы, Байбека, партии-зомби и Казнет
Почему закрыли Коммунистическую партию Казахстана и сменился глава партии «Ауыл»? Зачем чиновники перетаскивают своих людей с места на место? Какая связь между свободным курсом тенге и парламентскими выборами? Ответы на эти и другие вопросы обозреватель НАКАНУНЕ.kz искал вместе с директором Группы оценки рисков, политологом Досымом Сатпаевым.
Байбек выдергивает сорняки Есимова
Командное перемещение — давняя традиция нашего номенклатурного аппарата. Несмотря на неоднократные замечания президента, его установки упрямо игнорируются.
Так, Сергей Куянов, бывший советник Ахметжана Есимова, перешел вслед за шефом на на должность директора департамента по связям с общественностью НК “Астана ЭКСПО 2017”. Нынешний руководитель выставки, как и многие чиновники, перетаскивает своих людей в свою обойму.
У нового заместителя председателя партии «Нур Отан» Аскара Мырзахметова «новый» советник Берик Уали — тот самый, что был советником и в его бытность акимом ЮКО.
Продолжает традиции казахстанского истеблишмента и новый аким Алматы Бауыржан Байбек. В алматинском акимате новый руководитель пресс-службы. Кроме того, ушел с поста главы управления внутренней политики Алматы «в связи с переходом на другую работу» Санжар Бокаев.
Как замечает политолог Досым Сатпаев, первый этап своей деятельности любой чиновник тратит на «окучивание кадровых огородов, чтобы посадить своих и выдергивать сорняки предшественника, и то, что Байбек избавляется от людей Есимова, это не уникальный прецедент, а традиция».
Куда бы не перешли наши чиновники, они начинают окружать себя своими людьми, проверенными, лояльными. «То есть они доверяют только своему человеку, с которым проработали много лет и который знает очень многое, что нежелательно выплескивать на публику, — говорит Сатпаев. — Таких людей держат близко к себе, доверяя им деликатные функции, но не с целью улучшения эффективности работы на новом месте».
В свою очередь Байбек свою работу в акимате Алматы начал с кадровой чистки, потому что он просто не смог бы работать с определенной частью есимовской команды.
«Нужно учитывать внутренние номенклатурные правила игры. У Байбека абсолютно нет веса и авторитета внутри элиты, с ним мало кто будет считаться. И у него, образно говоря, как в одном известном фильме, только две дороги: либо в загс, либо в прокуратуру. И, конечно, он понимает, что многое зависит от команды, которую он наберет.
«Синдром мавзолея» живет и здравствует
На прошлой неделе специализированный экономический суд Алматы вынес решение закрыть Коммунистическую партию Казахстана, а на этой — в партии «Ауыл» сменился глава. Комментаторы в соцсетях заговорили про скорые парламентские выборы, но Досым Сатпаев предлагает «копнуть глубже».
«Это я называю «синдром мавзолея». Во времена Советского союза западные аналитики за неимением информации судили о том, что происходит внутри советской элиты, по тому, кто ближе стоит к генсеку на различных мероприятиях. Так и мы сейчас. Можно выделять много индикаторов, по которым можно определять предстоящие события. Зачистку политического поля я бы привязал не к парламентским выборам, а к предстоящему транзиту власти. Лично для меня парламентские выборы неинтересны без привязки к транзиту власти», — заявил он, анализируя эти события.
По мнению Досыма Сатпаева, власть пытается выровнять политическое поле, чтобы посадить туда управляемых игроков и чтобы не было камешков, об которые можно было споткнуться.
«Идет какое-то копошение, игроков, представляющих даже мифическую угрозу для власти, убирают, расчищая поле для неконкурентоспособных. Мы наблюдаем попытку убрать конкурентов, но при этом сохранить так называемые партии-зомби. При этом их существование весьма странное. Эти партии — как накачанные анаболиками культуристы с кучей хроническиех заболеваний. Все эти изменения на партийном поле являются больше негативным трендом, чем позитивным. У нас партии существуют больше для администрации президента, чем для народа», — вынес вердикт политолог.
Девальвация выборам не помеха
Правительство безжалостно отпустило тенге в «свободное плавание», не боясь возмущения населения, и в народе опять поползли слухи: а может, власть решила отложить досрочные парламентские выборы? Ведь до президентских выборов национальную валюту старательно держали в нужном курсе.
Не факт, считает Досым Сатпаев, объясняя, что парламентские выборы и выборы президента это далеко не одно и то же.
«Парламентские выборы, как показывает практика, проходят формально, даже без активной работы с населением. И если президентские выборы должны создать хотя бы иллюзию массовой поддержки действующей власти, то парламентские все больше проходят как проходные мероприятия. Поэтому нет страха, что народ не пойдет голосовать за депутатов, и девальвация никак не сможет повлиять на сроки проведения выборов в парламент», — разъяснил политолог.
Ранее, кстати, Досым Сатпаев предсказывал падение тенге после президентских выборов, хотя и не в столь радикальном варианте.
«Здесь стоял вопрос о том, что первичнее: экономическая целесообразность или политическая конъюнктура. Выбрали первое, с учетом того, что парламентские выборы для власти — цирковое представление. Власть исходит из того, что их можно проводить и в нынешних условиях. Все ожидали с конца прошлого года девальвацию, и парламентские выборы не брались в расчет», — обосновал он свою позицию.
Казнет зарегулирован, но не весь
На этой неделе появилась информация об исследовании казахского сегмента Всемирной сети преподавателем британского Университета Глазго Лукой Анчески. Его научное исследование называется «Сохранение контроля над медиа под консолидированным авторитаризмом: Ограничение казахстанских цифровых СМИ».
Ученый считает, что интернет-пространство в Казахстане деполитизировано и помогает авторитарному режиму оставаться у власти. «Такие факторы, как монополия «Казахтелекома» на инфраструктуру, отсутствие традиции писать и читать блоги, вести дискуссии, также способствовали формированию крайне маргинальной блогосферы. Что бы правительство там ни позволяло, в итоге пространство получилось непритязательным, неинтеллектуальным. Пользователи в Казнете сильно ориентированы на поп-культуру», — делает выводы автор.
Досым Сатпаев согласен, что Казнет зарегулирован властями, но не до конца.
«Как показывают последние тренды, соцсети становятся провайдерами ценностей гражданского общества. Они постепенно выступают в роли оппонентов и в какой-то степени лоббистов тех или иных общественных ценностей, к которым власть иногда прислушивается. В качестве примера можно привести институт волонтерства», — говорит он.
Но политолог согласен с автором исследования в том, что власти Казахстана рано или поздно попытаются получить полный контроль над интернет-пространством в стране.
«Пока эти попытки предпринимаются не по принципу боксерской перчатки, а точечно, в виде блокировок отдельных сайтов. Но когда власти почувствуют, что социальные сети действительно превращаются из просто сферы общения в некий мобилизационный инструмент, тогда будут предприниматься более жесткие меры. Вплоть до ограничения доступа», — заключил Досым Сатпаев.
..Вот такими мы увидели события последнего времени.