Портал «Республика» не так давно подробно рассказывал о свежем рейтинге мировых толстосумов по версии журнала Forbes. В нем, напомню, оказались трое казахстанцев: Владимир Ким, Алиджан Ибрагимов и Булат Утемуратов. Но очень жаль, что ни одно издание в мире не составляет рейтинг самых богатых чиновников, находящихся на госслужбе.
Автор: Сергей РАСОВ
Было бы очень любопытно сравнить, кто из президентов самый богатый, какой премьер владеет личным самолетом, у какого депутата самая большая вилла на Багамах и так далее. Но составление такого рейтинга пока невозможно по причине закрытости слуг народа, вернее, доходов и расходов госчиновников и членов их семей.
Например, в Казахстане никто и нигде не публикует официальные декларации государственных сановников. Нет такого закона или личной инициативы со стороны первого лица. Хотя разговоры о том, что государственный служащий должен не бояться объяснить, откуда у него появился новый «Lexus», идут давно, но воз и ныне там.
Хотя в России худо-бедно процесс пошел. Ныне не только президент Дмитрий Медведев и премьер (избранный президент) Владимир Путин регулярно отчитываются о своих доходах, имеющейся в собственности недвижимости, машинах и акциях, но и федеральные министры вкупе с губернаторами.
Получается почти «криминальное чтиво», ибо частенько жены высокопоставленных чиновников зарабатывают в десятки и сотни раз больше, чем их мужья. Почему так происходит — вопрос из другой плоскости. Забавно узнавать, что Светлана Медведева, которая официально числится безработной, может себе позволить снять для отдыха целый отель, который закрывают для посетителей, пока там отдыхает первая леди.
Но, впрочем, сейчас не об этом. Повторюсь, со скрипом, но общемировой стандарт, что чиновник живет на деньги налогоплательщиков, а значит, подотчетен народу, постепенно приживается у северного соседа. Однако в странах Центральной Азии о богатстве сановников люди узнают только тогда, когда они попадают под следствие, а в приговоре суда фигурируют квартиры, дачи, дома, дорогие автомобили и т.д. и т.п., нажитые «непосильным трудом». Поэтому на опыт другого соседа — Кыргызстана — следует взглянуть пристально.
Как известно, горная республика не обладает большими природными богатствами и уровень жизни обычных граждан невысок, поэтому в рейтинге Forbes кыргызстанцы отсутствуют. Но зато политическое руководство страны отчитывается в своих доходах за прошлый год и имеющейся недвижимости.
Так, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев за прошлый год задекларировал доходы в $25903 (3827 тыс. тенге). Нехитрый подсчет показывает, что Алмазбек Атамбаев заработал немногим более $2 тыс. в месяц. Других доходов, кроме зарплаты, у него нет. Близкие родственники президента получили $89600 (13238 тыс. тенге). У главы государства есть дом стоимостью в $100 тыс. (14775 тыс. тенге), земельный участок со зданием, оцененный в $5 млн (73875 тыс. тенге), но находящийся в управлении другого лица. Кроме этого он владеет автомобилями стоимостью в $2 тыс. (295500 тенге) и $4 тыс. (591000 тенге), а у ближайших родственников недвижимость оценивается в $500000 (73875 тыс. тенге).
Вторым человеком в государственной иерархии Кыргызстана является спикер парламента от фракции социал-демократов Асылбек Жээнбеков. Он получил за прошлый год меньший доход, чем президент, — $13 тыс. (1920 тыс. тенге). Другими словами, его зарплата по основному месту работы в Жогорку Кенеш составила $1100 в месяц. Однако были и другие источники дохода, которые составили $48000 (7092 тыс. тенге). Также у спикера есть недвижимость и земельные участки на общую сумму $500000 (73880 тыс. тенге). У близких родственников Асылбека Жээнбекова движимое и недвижимое имущество оценивается в $152 тыс. (22430 тыс. тенге).
Наконец, самым «бедным» государственным чиновником из первой тройки можно считать премьер-министра и лидера партии «Республика» Омурбека Бабанова. По основному месту работы в 2011 году он получил доход в $18775 (2771 тыс. тенге). Однако глава правительства республики не указал, что обладает какой-либо недвижимостью или личным автомобилем. Зато его родственники заработали $257 тыс. (37994 тыс. тенге) и владеют недвижимостью на сумму $653 тыс. (96544 тыс. тенге).
Конечно, все это выглядит сомнительно, хотя бы потому, что тот же премьер Омурбек Бабанов долгие годы занимался бизнесом, и народная молва ему приписывает банк «АКБ-Кыргызстан», авторынок «РИОМ», частный телеканал «НТС» и нефтебазу. Говорят, что на счету его матери в зарубежных банках лежит сумма в $21 млн, но в Кыргызстане не принято признаваться, что ты долларовый миллионер, чтобы не дразнить нищих сограждан.
Кыргызстанские эксперты считают, что две революции не прошли даром, и сейчас у государственных служащих присутствует страх, что в результате очередных социальных потрясений они могут лишиться своих состояний, поэтому предпочитают банковские счета за границей (в офшорах), где не нужно объяснять источники своего богатства.
Однако то, что в Кыргызстане законом предусмотрено в обязательном порядке высокопоставленным чиновникам указывать свои источники дохода и состояние, уже большой плюс и первый шаг к открытому и прозрачному обществу, где слуги народа подотчетны гражданскому обществу.
Read More:
Про бедных, но открытых кыргызов