То ли так совпало, то ли наш брат склонен видеть во всем второе дно, но нежданные-негаданные всплески в тихой акватории медийного поля Казахстана заставили задуматься – а что же происходит?
Вот, посудите сами, только факты.
Неожиданно Генпрокуратура РК озадачилась вещанием российских телеканалов в Казахстане, хотя ранее никакого внимания на эту сферу не обращала.
И вот что любопытно, еще весной этого года президент международной ассоциации кабельных операторов (МАКО) «Азия» Антон Шин предлагал пресечь вещание телеканала «Россия 24» за трансляцию экстремистских высказываний Владимира Жириновского и перекрыть вещание канала за «необъективность в освещении ряда украинских событий». Дескать, журналисты российского телеканала занимаются «по сути, информационной пропагандой», а не доносят объективный взгляд на происходящие события.
С чего я вдруг вспомнил высказывания г‑на Шина полугодовой давности? Странным образом практически один в один эти же слова (за исключением предложения отрубить российские каналы) сейчас транслирует простой казахский долларовый миллионер Арманжан Байтасов. Злые языки поговаривают, что за спиной Шина отчетливо просвечивается указующий перст г‑на Байтасова, но мы в эти наветы, конечно, не верим.
Самое время познакомить неосведомленных читателей с личностью Арманжана Байтасова. Он, как говорится, хорошо известен в узких кругах.
В свое время г‑н Байтасов удачно основал и возглавил ТРК «31 канал» и ряд других СМИ в Казахстане. Затем раскрученный «31 телеканал» был удачно продан российскому медиахолдингу СТС за $65 миллионов.
В настоящий момент Арманжан Байтасов (по данным, озвученным в его журнале «Forbes Казахстан») является председателем совета директоров и владельцем медиагруппы ТАН, телеканала MuzzOne, компаний ICON и «Юнайтед Медия Груп», телеканала НБТ, вещающего в Кыргызстане, а также владеет коммерческой недвижимостью в Алматы и Астане. Его состояние оценивается в $80 миллионов, и он регулярно попадает в рейтинг богатейших людей республики.
Однако в отличие от других «денежных мешков», которые лишний раз в прессе стараются не светиться, г‑н Байтасов с открытым забралом бросил вызов политике елбасы, заявив, что в условиях произошедшей аннексии территории страны — члена СНГ Казахстан не имеет права подписывать договор о Евразийском экономическом союзе с агрессором.
Объяснил свое резкое заявление Арманжан Байтасов, подобно Льву Николаевичу Толстому, — не могу молчать, а иначе будет стыдно смотреть в глаза детям и внукам «за то, что мы подвергли опасности свой суверенитет».
Народ удивился такой необычайной смелости простого казахстанского миллионера и стал ждать продолжения, однако его не последовало. «Силовики» в разработку Байтасова не взяли, финпол в его компании отчего-то не нагрянул.
Дальше больше. Настоящей бомбой на медиарынке этой осенью стало появление альтернативных новостей и итоговой программы «Неделя» на малоприметном до недавнего времени телеканале ТАН. После чего последовал ряд заявлений и интервью Арманжана Байтасова казахстанским изданиям. Если их суммировать, то картинка выглядит примерно так:
«Это моя гражданская позиция, и я ничего не согласовывал с Акордой»;
«Мы попытаемся дать казахстанцам альтернативный взгляд на происходящие события, а не пропагандистскую картинку российских СМИ и даже запустить на ICON (оператор кабельный сетей) украинские телеканалы»;
«Я не хочу, чтобы происходило зомбирование населения Казахстана российскими каналами»;
«Я готов платить хорошие деньги журналистам, в том числе и «варягам». Сейчас на телеканале работают ребята из Киргизии, но скоро появятся и российские хлопцы, кто остался не у дел по вполне понятным причинам».
Вот такой получается портрет рыцаря-патриота без страха и упрека, невзирающего на трудности и бросившего перчатку всесильной Акорде и российским массмедиа.
Вы в это верите? Я так сильно сомневаюсь, хотя бы потому, что за медийно раскрученной фигурой г‑на Байтасова гранитом отливается «серый кардинал» Булат Утемуратов. Без его отмашки и отеческого благословления, на мой взгляд, невозможно ни одно резкое заявление и телодвижение г‑на Байтасова.
Тогда возникает вопрос: а зачем понадобилось Булату Утемуратову гнать антироссийскую и антиевразийскую волну? Возможно, я не прав, но видятся три причины:
- как и с «Антигептилом», это хороший раздражающий фактор для россиян, которым можно воспользоваться при заключении сделок и выторговывая преференции, то есть мимоходом показать картинку, «как неоднозначно общество в Казахстане оценивает наше сотрудничество, в прессе и на телевидении задают неприятные вопросы, подвергают резкой критики, а нам необходимо адекватно реагировать»;
- на подходе подписание нового комплексного соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом, а европейцы, как известно, весьма прохладно оценивают уровень прав и свобод в республике, поэтому не помешает новый козырь — чуть ли не оппозиционный телеканал ТАН, который, кстати, в сетке самого крупного кабельного оператора — компании «Алма ТВ» (той самой компании, к которой до недавнего времени имела непосредственное отношение Дарига Назарбаева);
- грядущая смена власти. Как фишка ляжет, пока можно только догадываться, но иметь в республике раскрученный канал, который смотрят все «несогласные» от демократов до нацпатов, дорогого стоит.
И напоследок. Без сомнения, г‑ну Байтасову сейчас многие завидуют: как же классно иметь возможность озвучивать в эфире общенационального канала «свою гражданскую позицию». Однако мы знаем парочку простых казахских миллионеров, находящихся сегодня в дальних странах, кто попытался в свое время озвучить без согласования свою гражданскую позицию, и где в итоге они оказались?