На фоне информационной войны между российскими, западными и украинскими СМИ в Казахстане произошла реорганизация Министерства культуры и информации. Указом президента создано Агентство по связи и информации с прямым подчинением президенту. То есть новая структура выведена из состава правительства. К чему бы это?
Почему именно сейчас и насколько это может быть связано с происходящим в Украине и России? Об этом был наш разговор с политтехнологом Данилом Бектургановым.
Отделим мух от котлет
- Данил, видите связь между созданием агентства и информационной войной между Россией и Украиной?
- Ого, намешано — Украина, война, реорганизация, прямое подчинение президенту… Вот честно, Путина не люблю, но давайте как-то мух от котлет отделим. Для начала разберемся, что это за орган за такой, новосозданное Агентство по связи и информации.
В указе президента говорится, что это «центральный исполнительный орган, не входящий в состав правительства, с передачей ему функций и полномочий:
1) в области связи, информатизации, контроля за автоматизацией государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения от Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
2) в области информации, архивного дела и документации от Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
3. Правительству Республики Казахстан обеспечить:
1) упразднение:
Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан;
Комитета связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
2) перераспределение штатной численности государственных органов Республики Казахстан, указанных в пункте 1 настоящего Указа;
3) принятие иных необходимых мер по реализации настоящего Указа».
На первый взгляд, вроде все нормально — создается отдельное Агентство, а упраздняется аж три комитета.
- А если присмотреться внимательнее?
- Если внимательнее, то тогда возникает вопрос: а где экономия? Бюджет трещит, экономика неэффективна, тенге упал, правительство слабо. Логичное решение вывести информационную структуру из-под явно слабого и готовящегося под слив правительства и подчинить ее единственной пока внятно работающей структуре — администрации президента. Заодно немножко встряхнуть бюрократов среднего и вышесреднего звена — пусть подтянутся.
А вообще это все уже было, вспомните 2010 год: тогда существовало Агентство по информации и связи, которое позже слили с Комитетом информации и архивов тогдашнего Министерства культуры и информации. И создали Министерство связи и информации. Туда же пристегнули госхолдинг «Арна Медиа», который потом успешно расформировали.
Так все продолжалось до 2012 года, когда министерство расформировали, раскидав информацию, архивы и документацию в Минкультинфо, а ЦОНы, связь и информатизацию — в Минтранском.
- Это я помню. Но по логике реорганизацию проводят для более эффективной работы той или иной структуры. Создание Агентства по связи и информации шаг назад или вперед?
- На дворе 2014 год. Ситуация поменялась. Сейчас создают уже не министерство под правительство, а агентство под президента. С теми же функциями. Вот это интересно.
Для меня нет никаких сомнений, что такая чехарда с формированиями и расформированиями имеет под собой одну цель — укрепление личной власти. Кто владеет информацией, тот владеет миром, поэтому контроль над информационными потоками нужно держать крепкой и верной рукой. Потерял информацию — потерял власть, и это в Акорде прекрасно понимают.
Чем опасны Ассанж и Сноуден?
- И чего теперь ждать от такой структуры казахстанцам? Тотальной цензуры?
- Ну а сейчас разве ее нет? Цензура не тотальна? Да, я понимаю, официальной цензуры у нас нет и быть не может, это запрещено Конституцией, но самый лучший сторож для человека это он сам.
Самоцензура культивируется уже почти сто лет — с 1917. Так что какого-то укрепления цензуры ждать не нужно. Просто круг тем, «самоцензурируемых» казахстанцами, может стать шире. Раньше нельзя было плохо про президента говорить, а теперь еще и про администрацию президента будет нельзя. Разница-то…
А что касается нас, как потребителей услуг того же ЦОНа, — не думаю, что что-то кардинально изменится. Может быть, будет проще получить архивную справку — так я только за это.
- Есть опасение, что это агентство станет аналогом финансовой полиции, только в информационной сфере. Своего рода информационной полицией. Вы разделяете такую точку зрения?
- А зачем? И так есть целая СИС в КНБ, так что информационная полиция существует и успешно работает. Пример успешности его работы — «дело Козлова», целиком и полностью построенное на прослушках.
Конечно, теоретически можно создать еще одну структуру, для того чтобы между двумя «полициями мыслей» появилась конкуренция, и тем самым повысить эффективность их работы. Но то, что было позволено СССР на пике мощи, не всегда доступно небогатому Казахстану в кризисе. Нет, я не разделяю такую точку зрения.
- В современном мире контроль за информационными потоками насколько актуален, с Вашей точки зрения? И насколько важно это для таких режимов, как в Казахстане?
- Контроль за информационными потоками важен и актуален всегда и для всех. Нет таких режимов, даже самых демократичных, для которых это было бы не важно. Шпионские и прослушечные скандалы вспыхивают в мире с завидной регулярностью, более того, количество их растет. И в них замешаны все — от сверхдержав до карликов.
Чем опасны Ассанж и Сноуден? Тем, что они подрывают своими разоблачениями государственную власть. А государственная власть в любой стране — и в США, и в КНДР- всегда состоит из базовых ценностей, склеенных цементом пропаганды и лжи. Такие утечки этот цемент разъедают, растворяют. А без цемента блоки рассыплются.
Так что Казахстан вовсе не исключение из правил. Все как у всех.
Нажми enter — и нет доступа
- С учетом того, что информационное поле в Казахстане уже давно зачищено, думаете, получится у нас запретить социальные сети и наладить шпионаж за пользователями?
- Технически этой проблемы не существует: ЖЖ сколько лет уже в Казахстане отключен. А какая разница, что в исполнительной строке сервера написать — ЖЖ или Facebook? Напиши и нажми enter — и нет доступа. Это легко.
Шпионаж за пользователями? А его нет? Вашу почту никогда не взламывали? Ваш аккаунт в сети никогда не посещали и не просматривали? Все это есть и готово к работе. Для такой мелочи не следовало затевать столь крупную разборку с расформированием и переформированием на уровне правительства и президентской администрации.
Для этого достаточно свистнуть «Казахтелекому», и все будет в лучшем виде и — отметьте! — в соответствии с договором на поставку услуг. Ведь по этому договору поставщик имеет право совершенствовать свое оборудование «для улучшения качества предоставляемых услуг».
Так что у нашей власти дело в шляпе, и остается всего одна проблема, но и она, как выяснилось, не проблема.
- О какой проблеме Вы говорите?
- Пользователи. Они могут возмутиться. Хотя теперь точно известно, что никто и никогда не возмутится. Проверено. На 25% всю страну кинули, и никто не возмутился (не считать же всенародным возмущением выступление ста человек у памятника Абаю). И тут никто не возмутится. Так что получится. И без каких-либо проблем.
- Вы сами, чтобы ориентироваться в информационном пространстве, к каким источникам прибегаете? Кому априори доверяете, кого перепроверяете, а кому вообще нет доверия?
- Ну, единственное, что можно читать без содрогания, это ленты новостей. Туда пропаганду в большом количестве не засунешь. Все остальное нужно фильтровать.
Наверное, нет таких источников, которым я доверял бы априори, кроме собственных глаз и ушей, да и то… глаза видят и уши слышат порой то, что им подсовывают. То же самое с источниками, к которым абсолютно нет доверия. Знаете, даже по «Хабару» и по «России-24» можно что-то увидеть и услышать.
Кто-то предлагал интересный метод оценки происходящего в Украине: смотреть «Россию-24» и потом сразу «Евроньюс» — и получить полную картину. К сожалению, этот метод не работает, потому что блоки новостей у них идут в одно время. За те полчаса, пока ждешь следующего блока, успеваешь хапнуть столько пропаганды, что ни о какой объективной оценке уже не идет речи. Так что я лично предпочитаю информационные ленты.
Записала Оксана МАКУШИНА