«ПРИ ВИДЕОКАМЕРЕ ОТКРЫТОГО РАЗГОВОРА НЕ БУДЕТ»
Гражданские активисты в Алматы на встрече вчера по второй половине дня с прокурором города Габитом Миразовым выразили свое беспокойство прекращением следствия по поводу ранее отклоненной жалобы арестованного оппозиционного журналиста Жанболата Мамая на предположительное избиение в камере СИЗО его сокамерниками якобы по наущению следователей. Прокурор Габит Миразов заявил на встрече, что жалоба Мамая была своевременно проверена и он потом отказался от своих претензий, что якобы был подвергнут избиению.
Встреча была проведена по инициативе комитета по защите Жанболата Мамая. Из представителей СМИ в зале прокуратуры присутствовал только репортер Азаттыка, но ему не было позволено вести видеосъемку более чем одну минуту. Сотрудники прокуратуры, внимательно досматривавшие всех входящих, потребовали от репортера Азаттыка оставить на входе фотоаппарат, видеокамеру, диктофон и сотовый телефон. Активисты, в свою очередь, потребовали, чтобы репортера допустили на встречу, и обратились напрямую к прокурору Габиту Миразову за разрешением. Габит Миразов позволил репортеру Азаттыка снимать в течение одной минуты, пояснив, что «при видеокамере открытый разговор не состоится».
В актовом зале прокуратуры по одну сторону длинного стола расположились шестеро прокуроров, по другую – шестеро активистов. Прокурор Габит Миразов сел во главе стола. Гражданский активист и журналист Рамазан Есергепов выразил обеспокоенность тем, что «дело, возбужденное по факту избиения Жанболата Мамая в заключении, было прекращено и не дошло до суда». «Теперь существует угроза возбуждения еще одного дела против Жанболата Мамая, теперь уже по обвинению в клевете в отношении сотрудников правоохранительных органов», – говорит Есергепов.
Председатель комитета по защите Жанболата Мамая Розлана Таукина говорит, что сам факт размещения Мамая после ареста в одну камеру с лицами, уже имеющими судимость, был беззаконием. Она также заявила, что руководители СИЗО ранее подтвердили некоторым присутствующим в зале прокуратуры активистам, что Мамай действительно подвергался избиениям.
Габит Миразов в ответ заявил, что после того, как прозвучала информация об «избиении» Жанболата Мамая, он направил своего помощника проверить это, однако Мамай не сказал ему, что был избит. Затем он поднял своего помощника, который присутствовал в зале, и расспросил его.
Помощник прокурора, который ходил в СИЗО, подтвердил сказанное Габитом Миразовым и сообщил, что сотрудники СИЗО, разместившие Мамая в одну камеру с судимыми лицами, были привлечены к дисциплинарной ответственности.
После этого активисты засыпали вопросами помощника прокурора, акцентируя внимание на том, что заявление, написанное Жанболатом Мамаем, было опубликовано в Интернете. По их словам, без расследования также остались действия его сокамерников, которые якобы избили Жанболата, а затем звонили его супруге Инге Иманбай и требовали деньги.
«МЫ ДОВЕРЯЕМ ВАМ ЖАНБОЛАТА»
Гражданский активист Рысбек Сарсенбай поднял на встрече в прокуратуре так называемый «земельный вопрос»: что публикации Жанболата Мамая о недопустимости «продажи земли» в период прошлогодних митингов протеста в стране против земельной реформы не понравились властям.
При повороте беседы на тему «земли» активисты заметно оживились и стали выступать один за другим. Кое-кто даже напомнил, что после Декабрьских событий 1986 года в Алматы прокуроры оказались в «неловком положении». Они припомнили, что приговоренный к смертной казни после Декабрьских событий 1986 года алматинский студент Кайрат Рыскулбеков погиб после того, как оказался в одной камере с уголовником-рецидивистом.
Потом не жалейте, мы доверяем вам Жанболата.
«Я не знаком лично с Жанболатом Мамаем, однако был постоянным читателем издававшейся им газеты “Трибуна. Саяси калам”, – сказал один из активистов, обращаясь к прокурорам. – Мы чувствуем, что и вы внутренне сопереживаете Жанболату Мамаю. Потом не жалейте, мы доверяем вам Жанболата».
Прокурор Алматы Габит Миразов, взяв слово к середине встречи с активистами, призвал их к спокойствию.
Если земли и продают, то только те, которые в частной собственности. Вы думаете, что президентом быть легко?
– Человек должен стареть достойно. Вы говорите, что продают землю. Зачем вы так говорите, обращаясь к молодежи? Продавшие землю ответят головой. Если земли и продают, то только те, которые в частной собственности. Вы думаете, что президентом быть легко? – сказал Габит Миразов.
После этого в зале среди активистов снова поднялся гул, они начали выражать свое мнение друг за другом. Таким образом тема встречи – ситуация вокруг Жанболата Мамая – перетекла в обсуждение земельного вопроса, присутствующие стали высказываться, сложно или легко быть президентом Казахстана.
Габит Миразов в какой-то момент заметил, что встреча продолжается уже более двух часов, и предложил все материалы по предполагаемому факту избиения Жанболата Мамая предоставить в прокуратуру 20 июля. Пообещав рассмотреть их и дать ответ, прокурор Алматы завершил встречу.
ДОЛГОЕ СЛЕДСТВИЕ
Правозащитник Ерлан Калиев говорит Азаттыку, что «они не удовлетворены встречей и ничего нового не услышали». «Материалы, которые запросил прокурор, указаны в жалобах, поданных ранее», говорит он. Если прокурор Алматы Габит Миразов пересмотрит материалы, может быть, произойдут какие-нибудь изменения, надеется он.
Правозащитник Бахытжан Торегожина выражает скептицизм по поводу результатов встречи. По ее словам, сотрудники правоохранительных органов, закончив следствие в отношении Жанболата Мамая по обвинению в предполагаемом отмывании денег бывшего банкира и оппозиционного политика Мухтара Аблязова, теперь ищут способы заставить «признаться в содеянном».
– Следователи по основному делу запугивают и шантажируют Жанболата, его жену и адвоката возбуждением уголовного дела за «ложное обвинение в пытках в тюрьме», – говорит Бахытжан Торегожина.
Получить комментарии от прокурора города Алматы Габита Миразова в связи с состоявшейся встречей с активистами не представилось возможным.
Журналист Жанболат Мамай был арестован 10 февраля этого года по обвинению в отмывании через редакцию оппозиционной газеты «Трибуна. Саяси калам» денег, якобы незаконно выведенных из БТА Банка бывшим банкиром и оппозиционным политиком Мухтаром Аблязовым. Обвинения Жанболат Мамай не признаёт, считая их политически мотивированными. Спустя некоторое время после ареста он заявил, что «подвергся избиению в камере СИЗО». Адвокат Жанболата Мамая, Жанара Балгабаева, подала жалобу, но дело «ввиду отсутствия доказательств» до суда не дошло.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»