Прокуратура Павлодарской области на встрече со СМИ подвела итоги работы за первый квартал года. Несмотря на внушительную статистику, представленную в официальном пресс-релизе, реальных достижений прокурорской деятельности журналисты почти не заметили.
Автор: Александр БАРАНОВ
Брифинг начался с разговора о недавнем подтоплении в павлодарском пригородном селе Мойылды. Вскоре после ЧП руководство области недвусмысленно заявило о причастности к нему АО «Павлодарэнерго», а рабочая комиссия по расследованию происшествия даже озвучила результаты анализа пробы воды, согласно которым потоп мог быть спровоцирован несанкционированным сбросом на рельеф местности промышленных стоков. Но окончательный вердикт о вине энергетиков рабочая комиссия вынести не решилась, сославшись на необходимость завершения назначенной областной прокуратурой проверки. Вот ее итогами и поинтересовались первым делом журналисты.
Мы только надзираем
Отвечавший за работу ведомства зампрокурора области Куат Артыкбаев вынужден был признать, что до сих пор никакой проверки нет, несмотря на то, что ЧП произошло еще 23 марта. Как пояснил надзорник, причина проволочки в том, что энергетики экологов на свои объекты не пускают. Монополисты оспаривают правомерность назначения внеплановой проверки и объективность проведенных анализов проб воды, на которые ссылаются чиновники.
Когда недоумевающие журналисты поинтересовались, почему прокуроры сами не начали проверку, а переложили ее на беспомощный и бесполезный департамент экологии, занятый в последнее время выяснением внутриведомственных отношений (в учреждении за год трижды сменилось руководство), Куат Артыкбаев заявил, что их дело — только надзирать.
- Прокуратура не должна подменять деятельность госорганов. Мы не можем работать вместо санитаров, за врачей, педагогов, — категорически заявил заместитель областного прокурора. — У всех бытует мнение, что если что-то где-то произошло, то там должен стоять прокурор. Давайте менять свое представление об органах прокуратуры!
Прокуроры тоже люди
Вняв призыву г‑на Артыкбаева, СМИ перешли на тему исполнения надзорных функций и напомнили о двух резонансных делах, в которых павлодарские прокуроры проявили себя, мягко говоря, не самым лучшим образом. Речь идет о гибели в селе Чернорецк Павлодарского района школьника Саши Дивина и скандале с вымогательством у неправительственной организации крупных денежных средств руководителем Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании (РНПЦ МСПН). Напомним, что как в первом, так и во втором случае прокуроры способствовали закрытию уголовных дел в отношении подозреваемых и прекращению расследований.
В частности, прокуратура Павлодарского района отказала в возбуждении уголовного дела в отношении учителя физкультуры Алиша Жунусова, после разговора с которым в школьном подвале скоропостижно скончался его ученик. Областная надзорная инстанция с этим решением легко согласилась. Зато Генеральная прокуратура его пересмотрела, и дело было возбуждено, в результате чего минувшей осенью педагог был признан виновным в гибели школьника. Схожая ситуация имела место и с РНПЦ МСПН. В 2011 году областная прокуратура дважды отказала в возбуждении уголовного дела в отношении директора центра Нурлана Ережепова, пойманного финполицейскими на получении взятки. Потому что надзорники увидели процессуальные нарушения. А в октябре прошлого года Генпрокуратура, изучив материалы по данному факту, сама возбудила дело по статье 311, ч. 1 УК РК (получение взятки) и поручила следствие департаменту финпола Павлодарской области.
Журналисты потребовали объяснений у прокурора Артыкбаева, и тот не нашел ничего лучшего, чем выгораживать своих коллег. Причем в случае с Дивиным попытки оправдать прокурора Павлодарского района звучали особенно цинично. Ну не увидел он между обнаруженными на теле погибшего школьника синяками от побоев и его смертью никакой причинно-следственной связи — что с того?
- Каждый прокурор имеет право принимать решения и ошибаться. Не ошибается только тот, кто не работает, — философски рассудил Куат Габдулжапарович. — На суде и в ходе предварительного следствия должен соблюдаться принцип состязательности. Кто-то отстаивает виновность, а кто-то отстаивает невиновность. В конечном итоге вердикт выносит суд.
До акима не дотянулись руки
Наконец-то наметился сдвиг в скандальной истории с распилом бюджетных средств, выделенных на реализацию президентской программы «Занятость-2020» в Павлодарском районе. Два месяца назад «Республика» рассказала о крупной афере с приобретением акиматом района жилья для участвующих в программе переселенцев из неблагополучных сел. Купленные по баснословным расценкам дома по факту оказались малопригодны для нормальной жизни, и люди отказывались в них заселяться. В декабре по представлению прокуратуры со своей должности был снят начальник районного отдела строительства Асхат Копешев, поскольку акты приемки домов подписывал он, после чего в истории наступило загадочное затишье. СМИ уже было подумали, что, как обычно, скандал замяли, но Куат Артыкбаев поспешил обрадовать прессу.
- Прокуратура района возбудила уголовное дело по статье 308 УК РК (превышение должностных полномочий) в отношении бывшего начальника отдела строительства Копешева и других лиц, — доложил зампрокурора.
Правда, имена «других лиц», которых ждет уголовная ответственность, надзорник уточнить отказался, поскольку следствием они пока не установлены. Но уверил, что других виновных обязательно найдут, поскольку их не может не быть. Шутка ли — в районе, прикрываясь президентской программой, похитили более 600 млн тенге. Одному начальнику отдела строительства такую сумму не «распилить». Следует отметить интересную деталь: несколько месяцев назад прокуратура внесла представление на имя акима Павлодарской области и сообщила о допущенных районным руководством нарушениях финансово-хозяйственной деятельности. Более того, в представлении конкретно указали на районного акима Толегена Бастенова. И никаких мер по нему до сих пор не принято. Хотя, по логике вещей, после столь дорогостоящего скандала его следовало привлечь хотя бы к дисциплинарной ответственности. Почему районный бастык за разворовывание бюджетных средств его сотрудниками не получил заслуженного выговора, прокурор не стал объяснять. Возможно, потому, что соответствующий орган — Дисциплинарный совет Павлодарской области — и сам оказался в центре скандала.
Под занавес брифинга журналисты узнали от г‑на Артыкбаева, что созданный специально для противодействия коррупции госорган не боролся с ней, а всячески покрывал. Выяснилось это все в ходе прокурорской проверки, по результатам которой председатель ДС, возглавляющий также управление по делам госслужбы, Нурлан Рамазанов был вынужден уйти со своего поста. Поскольку действия чиновника подпадают под уголовную статью (ст. 316 УК «халатность»), материалы в отношении него направлены в финполицию для принятия процессуальных решений. Теперь весь вопрос в том, дойдет ли дело высокопоставленного чиновника (из корпуса «А», согласно новой классификации) до суда и не развалится ли из-за процессуальных нарушений, на которые так любят обращать внимание прокуроры.
Оригинал статьи: