То ли от дремучего непрофессионализма, то ли от желания запугать казахстанцев в последнее время власти Казахстана любой взрыв, любую гибель людей в погонах выдают за теракты. Так и в последнем случае гибели 15 пограничников еще до выяснения причин происшедшего президент Назарбаев вынес свой авторитетный вердикт — теракт.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Начну с анекдота. Сидят три петуха в следственном изоляторе КНБ и рассказывают, кто за что сидит. Первый — совсем старый петух — говорит: вышел я на площадь, гляжу — народ, музыка играет, думал, праздник, ну я по старинке и запел «Интернационал»: «Вставай проклятием заклейменный весь мир рабочих и рабов, кипит наш разум возмущенный…». Оказалось, там забастовщики митинговали, теперь обвиняют в разжигании социальной розни.
Второй петух, средних лет, рассказал: «Ну, я таких песен и не знаю, просто вышел по утру на площадь, дай, думаю, просто покукарекую, солнце встречу. Теперь обвиняют в проведении несанкционированного митинга». А третий, совсем молодой, объяснил: «У меня мужики совсем плохо, меня за терроризм посадили, я полицейского в ж…у клюнул».
В последнее время все четче просматривается стремление властей использовать жупел терроризма в своих политических целях. Не нужно ломать голову, чтобы понять, зачем это нужно. В условиях экономической нестабильности, ухудшения материального положения основной массы населения и, как следствие, роста протестных настроений, лучшее средство и для отвлечения внимания народа от проблем — это создание угрозы терроризма.
Под это можно и оппозицию пересажать, и забастовки объявить вне закона, и на прессу надеть намордник. Мол, не до выяснения, кто как живет, не до взаимных упреков, не демократических изысков — враг у ворот. Схема стара как мир. Хитрый политик, даже если таких угроз нет, их выдумает, а особо циничный пойдет дальше — инициирует их сам. Вот поэтому политику и считают очень грязным делом.
В нашем случае пока все ограничивается тем, что обычные преступления преподносятся как проявление терроризма. Полицейские, работники силовых ведомств гибли всегда — работа у них такая опасная. Весь вопрос — как это подать. Либо как криминальную разборку, несчастный случай, сведение счетов или как акцию устрашения. Понятно, что, не будь установки сверху, следователи, расследовавшие все ныне известные «теракты», и не подумали бы классифицировать их как акции устрашения. Потому что там нет террористической составляющей. Абсолютно!
Давайте вспомним, что такое терроризм. В самом общем виде это практика преднамеренного силового воздействия на общественное сознание, на власть с целью устрашения и принуждения принятия тех или иных действий в интересах террористов. Итак, есть, по крайней мере, четыре основополагающих критерия терроризма.
1. Преднамеренность акта. То есть его запланированность, а не так как с «таразским Рембо», которого «вели» КНБ-шники, а он начал отстреливаться.
2. Публичность, предусматривающая большую общественную огласку. А не как с взрывами в Атырау, где взрывные устройства были взорваны на задворках в мусорном баке и на пустыре.
3. Жестокость, предполагающая наличие как можно большего количества жертв и разрушений. А не так, как в Актобе, Астане и Атырау, где террористы взрывали самих себя.
4.Целеполагание, выражающееся в непременном наличии требований или в разъяснении, из-за чего этот акт совершен. А не так как во всех случаях казахстанских «терактов», когда так и не ясно, кто, чего и почему.
А теперь посмотрим на все известные нам «теракты» в Казахстане через призму этих критериев! Такое сканирование на терроризм покажет полное его отсутствие в Казахстане, включая последний случай гибели пятнадцати человек на границе. Трудно сказать, что там случилось на самом деле, но то, что это не имеет никакого отношения к терроризму, более чем очевидно.
Судите сами, кого могли устрашить неизвестные, устроив эту кровавую бойню в глуши на границе? Как ни цинично это звучит, но для общества гибель пограничников на далекой заставе, при всей трагичности ситуации, не будет столь устрашающа. Для общественного сознания, для рядового обывателя это где-то там, где нет его, а значит бояться ему нечего.
Другой момент — какова цель всего этого анонимного действа? Кому оно адресовано? Извините, но таких анонимных актов нигде, кроме Казахстана не встречается. Для террористов главное- это озвучка требований или причины их атаки.
Да, есть один очевидный критерий — жестокость. Но сам по себе он абсолютно не может свидетельствовать о терроризме. Жестокость в этой ситуации может быть объяснена и другими причинами. Скажем, пограничники помешали контрабандистам или несчастье случилось по причине банального пожара.
Еще одна деталь — наша пресса, неосознанно подыгрывая властям, по умолчанию ориентирована на восприятие любого преступления как террористического. Писать просто об уголовных преступлениях не интересно, скучно, другое дело, если это преступление обозвать террористическим. Совершенно другой уровень восприятия, все на грани сенсационности. Зная природу журналистики, понимаю, как трудно устоять против такого искушения. В итоге власть вбрасывает дезинформацию, а журналисты с упоением эту лапшу развешивают на уши доверчивым читателям и зрителям.
Возможно потому, что не хватает критического настроя в восприятии того, что подсовывает власть. На самом деле все очень просто. Для того, чтобы отличить терроризм от обычного преступления, нужно понять, что терроризм — это когда убивают с целью устрашения и выполнения каких-либо требований. Есть это — значит терроризм. Нет — лапша на уши.
Понятно, что после того как президент дал установку на теракт, следователи вынуждены будут это доказывать любыми способами. Думаю, такая работа уже началась. Понятно, что самый легкий путь повесить очередную лапшу на уши доверчивым казахстанцам — это появление очередного заявления, скажем, тех же мифических террористов из виртуальной организации «Солдаты халифата», которые в очередной раз возьмут преступление на себя.
Прием хоть и дешевый, но с точки зрения формального оправдания слов президента вполне приемлемый. Не исключен вариант, что «найдутся» и другие доказательства террористического характера гибели пограничников — что-что, а в вопросах фальсификации, подлога и выбивания нужных показаний наши следаки большие мастера. Судить-то будут по-свойски закрытым судом.
Хотя по сути это ни чего уже не изменит. Для тех, кто понимает ситуацию, сам по себе вердикт Назарбаева о террористической природе гибели пограничников еще до окончания следствия, убеждает, что как такового расследования не будет, как, впрочем, и суда. Будет подгонка происшедшего под установку на терроризм. Ну а если сказано, то будет и сделано.
See more here:
Приказано найти терроризм