Несмотря на предложение нашего портала высказываться по публикации «Да у Вас симптомы БТА, батенька», размещенной ранее, представители ведущего банка страны выбрали другую площадку для столь долгожданного ответа на многочисленные вопросы, скопившиеся к «Казкому». Обращает на себя внимание то, что интервью с управляющим директором «Казкоммерцбанка» г‑ном Тимченко ни один из поднятых в СМИ острейших вопросов до конца снять не смогло. Автор первого письма вновь обратился к нам, чтобы прокомментировать его высказывания, продолжая несомненно любопытную для всех казахстанцев заочную дискуссию.
Наконец-то! Наконец топ-менеджмент счел, что необходимо ответить на хотя бы часть вопросов, которые скопились по «Казкому» с лета, когда Standard&Poor’s снизил его прогнозы. Продержавшись под огнем критики последние три месяца, топ-менеджеры банка, наконец, «заметили», что у вкладчиков и клиентов не только накопились вопросы, но и начались самые настоящие сомнения. Иначе и не объяснишь отток денег с вкладов в «Казкоме» в конце лета, оглашение цифр которого совпало с паническими (иначе и не назовешь!) предложениями АБЭКП вообще запретить юридическим лицам обналичивать свои средства (!) в казахстанских банках?
После того, как на оппозиционных веб-сайтах стали появляться данные о том, что главный акционер банка Нуржан Субханбердин не смог договорится с Астаной, легко понять сомнения клиентов «Казкома». На этом фоне один из управляющих директоров банка Андрей Тимченко, наконец, удосужился ответить на некоторые из накопившихся вопросов, которые ему, видимо, просто передали, а не задавали вживую. Иначе как объяснить то, что журналист не переспросил и просто принял абсолютно беспомощные аргументы банкира.
Совершенно очевидно Тимченко преследовал цель успокоить клиентов банка, но сделал это абсолютно бездарно. Он говорит, что просто не заметил потери 13% депозитов в августе. «На самом деле, я не видел такого большого оттока», — говорит он, предлагая перепроверить (но, самое главное, не опровергая!) цифру. И что обращает на себя внимание, очень уважаемое мной за точность деловое издание «Курсивъ», обнародовавшее эту информацию, даже подсчитало, что речь идет о 58,6 млрд тенге. Весьма странно управляющему «не видеть» такую цифру, согласитесь!
Он объяснил отток сезонными колебаниями по депозитам, связанными с «периодами выплат налогов», однако, в августе очередной квартал не кончился, его окончание происходит в сентябре, а выплаты по нему идут еще и в октябре и ноябре! С чего вдруг в середине квартала массово выплачивать налоги? Тем более, сам же Тимченко и признается, что в банке «поставлена система учета, и мы примерно знаем, когда, кто и сколько будет «выгонять». А если они загодя, за три месяца, знают про массовые «налоговые оттоки», то еще страннее выглядит слепота — по поводу суммы в 13% от всех доверенных банку средств?
Для сравнения: по результатам первого полугодия 2012 года банк имел чистую прибыль всего в 688,5 млн тенге, а тут в течение одного месяца из него «уходит» сразу 58,6 млрд! Тут «не видеть» приспосабливается только тот, кто сознательно это делает. Ещё нет точных оглашенных данных по выводу депозитов за сентябрь-октябрь. Подождём от банка и эти сведения.
Причем нужно отдать банкиру должное — и сам Тимченко не верит, что обналичиваемые в массовом порядке по всей финансовой системе деньги идут на коррупционные сделки, как об этом говорит финпол. А это, напомню, почти триллион тенге за полгода. Скорее всего, отток депозитов и «обналка» — все это звенья одной цепи под названием «бегство капитала» из страны.
Доля крупных клиентов, размещающих депозиты в казахстанских банках, как всем известно, непомерно велика, и именно их решение «сматывать удочки» и может вызывать такие панические настроения у государства. Что до успокаивающих заявлений со стороны банка, то тут может быть не только желание «не раскачивать лодку», свои кровные «заработанные непосильным трудом» могут уводить из страны и те, кто считается крупными его акционерами.
Не случайно же появились в последнее время сообщения о крупных сделках в недвижимости в Европе, где обеими сторонами-участниками являются казахстанские холдинги или частные лица. В их числе упоминается и недвижимость в Испании, которую приписывают акционеру Казкома Нуржану Субханбердину. Нет ответа и на вопросы другого делового издания — «Деловой недели» — недоумевавшей, кто владеет привилегированными акциями «Казкома» через подставные компании ТОО «Оптимус» и «Инвестиционная компания K.S.D.», получая фиксированную прибыль в то время, как акции банка на Лондонской бирже не выходят из штопора.
Зато г‑н Тимченко заверил, что постоянно путешествующий Нуржан Субханберлин достаточно часто приезжает в Казахстан, чтобы участвовать в заседаниях совета директоров, которые, если не ошибаюсь, и проходят-то раз в год(!). Дирекция банка подчеркивает, что именно сейчас он вновь в Алматы, но почему-то на остальные вопросы, связанные с постоянным падением курса акций на международных фондовых биржах, громким скандалом по уводу средств банка из шымкентского филиала, а также неизвестными привилегированными акционерами ни он, ни Тимченко желанием ответить не горят. Топ-менеджмент делает официальные заявления, которые в корне отличаются от того, за что снижают прогнозы и рейтинги международные агентства Standard&Poor’s и Moody’s. В общем, от Нуржана нам всем передали привет, но и только…
Ссылка на оригинальную статью: Привет без ответа, или Куда уходят средства Казкома?