В возбуждении череды уголовных дел в Восточно-Казахстанской области заинтересована Дарига Назарбаева, которая активно защищает в этом регионе свои бизнес-интересы, заявил в интервью газете «Общественная позиция» (проект «DAT») Виктор Храпунов.
Автор: Виктор ХРАПУНОВ
- Виктор Вячеславович, вы, наверное, следите за событиями в Казахстане? Благо, возможности интернета позволяют, хотя наши игроки в Акорде больше стараются в основном делать политику под столом…
- Да, я стараюсь быть в курсе событий, которые происходят в Казахстане, — это наша Родина и никто не лишит меня права болеть за наш народ, за государство, следить за процессами, которые происходят в нашем обществе. Находясь на территории одного из самых демократичных государств мира, вольно или невольно проникаешься уважением к этому государству, к политическому устройству, к руководству страны. Поражает система самоуправления, которая является основой основ этого государства. Местное самоуправление — это то, к чему необходимо стремиться.
Я вспоминаю, когда я, изучив опыт работы в Швейцарии, развернул в городе Алматы систему самоуправления. Мы выделили Турксибский район, в котором создали комитеты самоуправления. Тогда молодой перспективный аким района активно включился в эксперимент, и мы смогли добиться очень хороших результатов. На заседании акимата Алматы были подведены итоги этого эксперимента. Учитывая возросший уровень самосознания и ответственность каждого за конечный результат, акимат пришел к единому мнению, что этот эксперимент необходимо распространить на весь город. Не знаю, как сейчас в Алматы проводится данная работа.
- Что примечательного, на взгляд стороннего наблюдателя, могли бы отметить за последнее время?
- Прошедшие дни были отмечены очередным фарсом со стороны руководства страны, я имею в виду состоявшийся суд над полицейскими, лично расстреливавшими невооруженных рабочих-нефтяников, которые в течение семи месяцев отстаивали свои права, борясь за достойную жизнь. В результате были предательски расстреляны властью. Жанаозен — это боль всех казахстанцев, всех прогрессивных людей всего мира. Как можно было расстреливать граждан Казахстана?! Все это время я задавал себе вопрос: можно ли было не допустить этого кровопролития? Я твердо убежден — да! На месте акима области я бы не дал покоя господину Т. Кулибаеву и заставил его принять меры по прекращению противостояния, приняв необходимые меры по разъяснению рабочим положения дел, если они заблуждаются, или принять меры по удовлетворению требований рабочих, если они правы. Хорошо знаю Кулибаева, он сам никогда бы не взял на себя ответственность на такие высказывания, я имею в виду его неуважительные высказывания в адрес рабочих, которые требовали от руководства компании решения злободневных вопросов.
- При этом президент ни к кому не прислушивается?
- Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что государством сегодня правит Семья, и как бы президент ни старался показать, кто в доме хозяин, я могу твердо сказать, что он является заложником своей семьи; многочисленные женщины, находящиеся в его окружении, научились управлять им. Как сказала Дарига, мы уже изучили Папу, ему надо просто сказать то-то и то-то, он вначале вспылит, накричит, а затем, через некоторое время, сделает все, что от него требовалось.
Вот и суд, который состоялся над полицейскими, вызвал очень много противоречий и неразрешенных вопросов. Почему судили только пять человек, хотя расстрел вело гораздо большее количество стражей порядка? Почему такие мягкие приговоры были вынесены людям, которые убивали себе подобных, когда необходимости применения оружия не было? Вот лишнее подтверждение того, что в Казахстане нет и не может быть объективного правосудия. Только один человек принимает решение, кого казнить, а кого миловать, все остальное антураж, так необходимый для создания общественного мнения.
- Вы, скорее всего, в курсе, что недавно в отношении вас в Усть-Каменогорске возбуждено еще одно уголовное дело? Что же в этот раз вам вменяет финансовая полиция?
- В отношении возбуждения уголовного дела по Восточному Казахстану я только слышал, что власть вновь заявляет об имевшем место каком-то нарушении. Хочу сказать, что официально я не получал ни одного постановления о возбуждении уголовного дела, хотя я ни от кого никогда не скрывался, власти знают номера моих телефонов и практически со всеми власть имущими я разговаривал по телефонам и даже с президентом. Что же касается Восточного Казахстана, то хочется сказать, что два хозяйствующих субъекта заключили между собой договор, в соответствии с которым они оба принимали на себя определенные обязательства. При выполнении обязательств с обеих сторон город получал великолепное помещение, но как часто бывает, один выполнил свои обязательства на 100 процентов, второй участник, к сожалению, не выполнил свои обязательства. Поскольку договор был заключен между двумя хозяйствующими субъектами, то и спор должен рассматриваться в соответствии с Гражданским кодексом, что и было сделано. Сторона, выполнившая свои обязательства, подала иск на второго участника, не выполнившего свои обязательства, исковое заявление в суд. Суд, рассматривая этот вопрос, предложил прийти к мировому соглашению, что два хозяйствующих субъекта и сделали, заключив мировое соглашение, которое было утверждено судом. Этим самым инцидент был исчерпан. Это бизнес.
Прокурор области в порядке надзора в начале 2007 года направил письмо в суд, который утвердил мировое соглашение, чтобы суд дал пояснения по данному вопросу. Судом были представлены в прокуратуру исчерпывающие пояснения, и вопрос был снят с повестки дня. И вдруг, спустя почти пять лет после этого, вновь начало будироваться это дело, сразу возникает вопрос: кому выгодно вновь поднимать эту тему? Могу прямо сказать — в этом заинтересована Дарига Назарбаева, через свою подругу экс-депутата мажилиса Сухорукову Веру, как ее ласково называют в народе «Маленькая Вера», надеюсь, вы помните главного персонажа нашумевшего одноименного фильма. Она является вдохновительницей захвата ВКО Даригой Назарбаевой.
Прокурор области в 2007—2008 годах вскрыл вопиющие нарушения в акимате ВКО в вопросе приобретения автомобилей за счет бюджета и выделения квартир. Казалось бы, виновные должны понести наказания, но не тут-то было; генеральный прокурор сдал своего представителя в ВКО только потому, что вмешалась вновь Дарига Назарбаева, которая защитила акима области, потому что он назначил на должность первого заместителя акима области Адылгазы Бергенева. Дарига меня лично просила взять Бергенева на должность первого заместителя. Мной было дано поручение соответствующим службам проверить кандидатуру Бергенева в соответствии с законом и, получив отрицательные заключения МВД, КНБ, я сказал Дариге, что я его не могу взять в свою команду. Спустя один год — он первый зам., далее — аким области, далее — освобожден от работы по отрицательным мотивам. Аким же Жанибек Карибжанов пересажен в кресло вице-спикера парламента. Прокурор области якобы за нарушения, допущенные при приватизации недостроенного коттеджа, освобожден от работы…
Новый прокурор области получил конкретное задание, попирая требования Гражданского кодекса, прекрасно зная о том, что в 2007 году прокуратура области уже направляла в порядке надзора письмо в суд, утвердивший мировое соглашение между двумя хозяйствующими субъектами. Суд дал исчерпывающие доводы о законности проведенной сделки. Прекрасно понимая, что невозможно опротестовать заключенный контракт между двумя хозяйствующими субъектами, так как истек срок давности. Он, я уверен, вновь по указанию сверху находит решение вопроса через возбуждение уголовного дела. Хочется еще отметить, что власть впервые применяет, я бы сказал, запрещенный прием по отношению к добросовестному покупателю, запугивая их тем, что, вероятнее всего, у них будут изъяты приобретенные объекты. Подчеркиваю, что никакой приватизации объектов не проводилось. Два хозяйствующих субъекта, хотели сделать доброе дело для города и, конечно же, заработать при этом, если бы реализованный проект заработал. Налицо грубейшие нарушения закона РК со стороны правоохранительных органов.
- Которое это уже уголовное дело, вы не сбились со счетов?
- Хочу отметить, что официально я ни одного постановления о возбуждении уголовного дела не получал. Только узнавал из СМИ о якобы имевших место возбуждениях уголовных дел; в начале их было 2, затем 6, последнее сообщение опять же в СМИ — 20 уголовных дел. Власти фабрикуют их очень быстро, я не удивлюсь, если в ближайшее время они удвоятся.
- Что же хотят от вас власти Казахстана? По сути, это же получается мартышкин труд, если учесть, что при всем желании Акорде вас недостать, не так ли?
- Я думаю, самая главная задача власти — это запугать, а потом, почему нет, попытаться экстрадировать меня в Казахстан. Хотя справедливости ради необходимо сказать, что Назарбаев глубоко заблуждается, так как в Европе его иначе как диктатором никто не называет, а диктаторам, как известно, при всем желании преследуемых преступным режимом не выдают.
- Неужели, надавив на вас, Акорда хочет повлиять на дело Мухтара Аблязова?
- Я не думаю, что власть пытается таким образом повлиять на Мухтара Аблязова, скорее всего они хотят увести общественное мнение от имеющих место разбирательств прокуратурой Швейцарии по вопросу незаконного приобретения доли агентства «Хабар», в котором фигурирует фамилия Нурсултана Назарбаева, так как в договоре стоит его личная подпись. И второе нашумевшее дело — это нарушение законности при продаже государственных запасов углеводородов иностранным компаниям Тимуром Кулибаевым. Самое лучшее в такой ситуации — это продолжать обвинять людей в том, что они не совершали, перевести, так сказать, стрелки на «борьбу с коррупцией». Вот это как раз тот момент, как говорится: «Чем страшнее ложь, тем быстрее в нее поверят!».
- Как вы думаете, может быть, Нурсултан Назарбаев не понимает, что он занялся бесполезным делом, натравив на вас сыскные органы?
- Да, вы абсолютно правы, специально для того, чтобы накопать как можно больше нарушений, создана следственно-оперативная группа, в которую включен не один десяток лиц, которые, получив команду «фас», уже больше года зверствуют, издеваясь над людьми, не считаясь ни с чем, попирая все сроки рассмотрения накопанного материала. Есть поручение, а доказательства выколотим. Это же беспредел.
При «натаскивании» материалов во многих эпизодах фигурируют близкие к Назарбаеву люди, но по отношению к ним следователи поступают избирательно, типа «следствием не установлено» или «аноним». Политика двойных, тройных стандартов всегда была присуща Нурсултану Назарбаеву. Главный принцип правового государства — это верховенство закона и равенство всех перед законом, но когда в угоду кому-то попирается этот главный принцип правового государства, то в этом государстве никогда не будет возможно добиться справедливости.
- Вы были мэром Алматы, можете сравнить ваше «правление» и пришедших «крепких хозяйственников» Тасмагамбетова, Есимова?
- Город Алматы (Алма-Ата) — это уникальный город! Управлять этим городом должны тоже уникальные люди. Я отдал этому городу ни много ни мало 35 лет, я его изучил, как свои пять пальцев — это живой организм. Спасая свой родной город в ночь с 4 на 5 февраля 1984 года, устраняя аварию, произошедшую на ТЭЦ, получил 42 процента ожогов кожи 2 и 3 степени, пережил клиническую смерть, вернулся назад. Видимо, не все на тот момент времени я еще сделал на Земле. У этого города очень славная история. В этом городе живут замечательные люди, я склоняю свою седую голову перед ними. Они всегда понимали те проблемы, которые жизнь ставила перед этим городом. Когда город утратил столичные функции, народ был деморализован, было совершенно непонятно, что будет с городом; мы тогда подготовили все документы, и он стал городом республиканского значения. Мы подготовили Государственную программу развития города, которая позволила хоть как-то компенсировать утраченные возможности столицы.
Когда правительство переехало в Астану, нам стали сокращать бюджет. Причины были самыми различными — от банальных, что государство должно тратить одинаковую сумму на одного жителя независимо от того, что это огромный мегаполис, с развитой инфраструктурой, или казахстанская глубинка, где нет никакой инфраструктуры. Приходилось очень много доказывать членам правительства, что это понятие ошибочно, что нужно поднимать остальные регионы до уровня Алматы, а не опускать Алматы до уровня остальных регионов. В конечном итоге удалось убедить и добиться отмены снижения финансирования города.
Хочется довести до алматинцев, что бюджет города составлял 165 млн. долларов против 2,3 млрд. долларов в 2012 году. Как говорится, комментарии излишни. Город и его люди выстояли. Когда мы, развивая малый и средний бизнес, начали зарабатывать деньги и имели право больше финансовых ресурсов направлять на улучшение состояния нашего замечательного города, то у нас деньги отбирали и отправляли на строительство Астаны. Вице-премьер мне прямо говорил, что получил команду, которую ему дал лично президент, изъять из бюджета Алматы и направить на строительство Астаны, говоря при этом, что Алматы и это переживет. Но мы добились таких результатов, что по итогам работы в 2003 году стали главным донором республиканского бюджета, не имея никаких полезных ископаемых, только благодаря развитию малого и среднего бизнеса.
- В народе ходит молва о том, что алматинское метро как Молох пожирает казну. Что вы думаете на этот счет?
- Что касается метро, не могу сказать, что это грандиозное сооружение поедает так много финансовых ресурсов. Видимо, это кому-то выгодно. Хочу твердо сказать, что метро в Алматы могло и не быть. Когда меня назначили на должность акима Алматы, правительство прекратило финансирование строительства метро. Мне пришлось из того небольшого бюджета города изыскать финансы и продолжить поддержание стройки в надлежащем состоянии. Было внесено предложение остановить строительство, а пройденные километры проходки туннелей затомпонировать. По моей просьбе были составлены расчеты, и мы доказали, что на прекращение строительства необходимо было затратить более 180 млн. долларов. Понесенные затраты с начала строительства составили 160 млн. долларов. Таким образом нам удалось убедить руководство республики в продолжении строительства метро.
Придя на должность акима города Алматы И.Тасмагамбетов, превосходя себя в вопросе дискредитации предыдущего руководителя В.Храпунова, попытался убедить Назарбаева в том, что метро городу не нужно, а уже через месяц тот же Тасмагамбетов пришел к президенту и убедил его уже в обратном — метро городу просто необходимо. Об этом мне лично сказал президент. Популисту Тасмагамбетову даже Шанырак и Бакай сошли с рук, с другим бы на его месте, поступившим так жестоко с бездомными не по своей воле людьми, расправились бы очень жестко.
У города должен быть хозяин! Подчеркиваю — хозяин, но только не сельхозник! Этот город с очень высоким уровнем технологического процесса управления, требует очень высокой квалификации руководителя и его команды!
Вопросы задавал Алмат АЗАДИ
Источник: «Общественная позиция» (проект «DAT» № 25 (153) от 13 июня 2012 г.
Excerpt from:
Преследуемых преступным режимом не выдают