Зарубежные СМИ на уходящей неделе проанализировали заявление администрации Дональда Трампа, которая в канун своего ухода назвала проводимые Китаем репрессии в отношении коренных народов Синьцзяна геноцидом. В прессе пытаются найти ответы на вопросы, какой политики по вопросу Синьцзяна будет придерживаться команда нового президента США Джо Байдена и как это отразится на положении уйгуров и казахов в Китае. Западные издания пишут также об обвинениях в адрес Турции, которая, как некоторые предполагают, может пойти на уступки Пекину и выдать поселившихся в стране уйгуров и казахов из Китая в обмен на вакцину от коронавируса.
«ДРУГИЕ ПОДХОДЫ» БАЙДЕНА В ОТНОШЕНИИ СИНЬЦЗЯНА
В преддверии своего ухода государственный секретарь США Майк Помпео заявил, что Китай совершает геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне. Он назвал правящую Коммунистическую партию Китая «величайшей угрозой нашего времени» и сказал, что администрация Дональда Трампа «изменила тон глобальных разговоров о Китае».
После этого заявления к власти в США пришли демократы во главе с Джо Байденом. Изменится ли позиция Вашингтона по Синьцзяну?
«Правительство Байдена может активизировать действия», — считает Сара Чжэн, автор статьи в гонконгской газеты South China Morning Post «Как обвинение Майка Помпео в адрес Китая — в “геноциде” в Синьцзяне — может повлиять на Джо Байдена?».
Две крупнейшие партии США, которые расходятся во мнениях по многим внутренним и международным вопросам, едины в вопросе Синьцзяна, пишет издание. Доказательством может служить заявление Энтони Блинкена, выдвинутого Байденом на пост госсекретаря: он заявил на слушаниях в сенате, что «полностью разделяет» позицию Помпео относительно того, что в Синьцзяне в отношении уйгуров, казахов и других мусульман совершается геноцид.
По мнению автора публикации, заявление Помпео «уменьшило шансы [администрации] Джо Байдена изменить курс», но вместе с тем новая команда может прибегнуть к «другим подходам».
Научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований США Скотт Кеннеди говорит, что администрация Трампа попыталась через заявление Помпео «связать по рукам» приходящую в Белый дом команду демократов, которая, как полагает эксперт, будет придерживаться принципа многосторонней дипломатии. Это значит, что США будут больше полагаться на своих союзников, чтобы обуздать Китай, считает Кеннеди.
«Аналитики заявляют, что признание Соединенными Штатами [действий Китая геноцидом] будет способствовать тому, чтобы другие страны более активно выступали против того, как Пекин обращается со своими этническими меньшинствами», — пишет South China Morning Post.
Новая администрация, конечно, аннулирует ряд указов Трампа, в частности о выходе США из Всемирной организации здравоохранения, но она однозначно оставит в силе барьеры в торговле с Китаем и будет ужесточать санкции за нарушения прав человека, прогнозирует Кеннеди. По мнению эксперта, хоть администрация Трампа и заявляла об «угрозе», которую представляет Китай во главе с Си Цзиньпином, но она не смогла «проводить эффективную политику» для противодействия Пекину и не сумела привлечь другие страны на сторону Соединенных Штатов.
У администрации Байдена есть над чем поработать, считают эксперты. Оливия Энос, представитель фонда Heritage, полагает, что Белый дом может ввести санкции против большего количества юридических и физических лиц, причастных к нарушениям прав человека в Синьцзяне, противодействовать практике принудительного труда в Синьцзяне, а также отнести уйгуров к приоритетной группе для получения статуса беженца.
«УЙГУРЫ ЗАСЛУЖИЛИ ЛУЧШЕГО…»
Профессор Университетского колледжа Лондона (UCL) и эксперт в области прав человека Кейт Кронин-Фурман в статье в американском журнале Foreign Policy выражает скепсис в связи с заявлением о геноциде в Синьцзяне. Ученый называет его запоздавшим и говорит, что в нынешней ситуации заявление лишь на руку Китаю и оно «в конечном итоге поможет пропаганде Пекина».
«Заявление уходящего госсекретаря Майка Помпео о том, что “Китайская Народная Республика совершает геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне”, должно было стать хорошей новостью. И оно стало таковой для некоторых. Для пострадавших от массовых злодеяний это может быть огромным облегчением. Особенно если учитывать, что признание исходит от такого влиятельного игрока, как Соединенные Штаты. Но среди многих, кто с растущим ужасом наблюдал за развитием ситуации в Синьцзяне, заявление Помпео вызывает только разочарование. Заявление о геноциде в другой стране является политическим актом, а не юридическим заключением, и поэтому последствия целиком зависят от репутации и авторитета говорящего. А прямо сейчас Помпео, несмотря на всю его гордость по поводу восстановленного “величия”, не обладает ни тем ни другим. И Соединенные Штаты — тоже», — пишет автор.
Помпео сделал заявление «в самый неподходящий момент», считает эксперт, когда «положение Соединенных Штатов в международном сообществе оставляет желать лучшего», администрация Трампа отсчитывала свои последние 24 часа у власти «после неудачной и жесткой попытки перехватить волю электората и удержаться у руля». Администрация Трампа знала о ситуации в Синьцзяне как минимум три года, поэтому такое заявление в последний момент выглядит более чем странным, пишет Кейт Кронин-Фурман, полагая, что заявление долгое время откладывалось из-за «исламофобии президента Трампа, пренебрежения правами человека и желания заключить крупную сделку с Китаем».
Помпео, как считает автор, мог бы оставить новой администрации Байдена, которая уже использовала слово «геноцид» для описания зверств в Синьцзяне, полное досье с информацией, собранной о положении в этом регионе. И тогда бы администрация Байдена через месяц или два могла бы выступить с заявлением, которое бы «имело гораздо большую моральную силу, не омраченную трампизмом или собственной зацикленностью Помпео на Китае», полагает Кронин-Фурман, добавляя, что сейчас Пекин представит заявление США «как часть запятнанного наследия Трампа».
«Помпео превратил то, что должно было стать победой в области прав человека, в последний шаг к признанию его худшим государственным секретарем в истории. Уйгуры заслужили лучшего», — резюмирует автор.
ВАКЦИНА В ОБМЕН НА УСТУПКИ, ИЛИ В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ ТУРЦИЮ?
Business Insider на этой неделе пишет, что Турцию, куда в последние годы перебрались тысячи мусульман из Китая, обвиняют в уступках Пекину на фоне пандемии коронавируса. В публикации на американском портале задаются вопросом, согласится ли Анкара выдать Китаю бежавших из Синьцзяна уйгуров, казахов и других мусульман, чтобы получить доступ к китайской вакцине от COVID?
Обвинения в адрес правительства Эрдогана были вызваны двумя событиями в декабре прошлого года. В прошлом месяце Анкара заказала вакцину от коронавируса у китайской компании Sinovac. 27 декабря Китай заявил, что ратифицировал соглашение 2017 года об экстрадиции обвиняемых в совершении преступлений. В соответствии с этим соглашением, Анкара должна вернуть в Пекин всех, кого китайские власти обвиняют в совершении преступлений. Турция еще не ратифицировала документ, но, как пишут некоторые СМИ, парламент может начать рассмотрение после 26 января.
Турция планировала начать вакцинацию препаратом Sinovac 11 декабря. Но до конца года поставок вакцины в страну не было. Оппозиционные политики «выразили обеспокоенность тем, кто Китай оказал давление на правящую Партию справедливости и развития, чтобы страна ратифицировала соглашение об экстрадиции, если хочет получить доступ к вакцинам», отмечает Business Insider.
«За последние несколько лет тысячи уйгуров бежали из Китая в Турцию — страну со схожей культурой и языком», — пишет издание. По данным Business Insider, «в Турции проживает около 50 тысяч уйгуров, и это крупнейшая уйгурская диаспора в мире». В интервью агентству AFP представитель Всемирного уйгурского конгресса Дилшат Рашид сказал, что соглашение об экстрадиции «беспокоит уйгуров, которые бежали из Китая и еще не получили турецкого гражданства».
Если соглашение будет подписано, Турция не сможет защитить граждан Китая, проживающих на ее территории, считает автор.
Мусульман, заключенных в «лагеря перевоспитания» в Синьцзяне, международные СМИ традиционно называют «уйгурами» из-за их многочисленности в регионе. Известно, что среди узников «лагерей» есть казахи, кыргызы и другие мусульмане. В Турции поселились и некоторые семьи этнических казахов, которые перебрались сначала из Китая в Казахстан, а затем выехали в Стамбул, — эти переселенцы заявляли, что не чувствовали себя в безопасности на исторической родине. Гражданский активист Серикжан Билаш, лидер организации «Атажұрт еріктілері», которая поднимает проблемы казахов в Синьцзяне, минувшей осенью заявил о своем отъезде в Турцию из-за преследований со стороны правительства Казахстана.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Китай «просил вернуть мусульман-уйгуров, но Турция не выполнила эту просьбу». Официальные лица в Анкаре говорят об отсутствии какой-либо связи между покупкой у Китая вакцин и требованием выдачи Китаю мусульман.
Business Insider характеризует политику президента Турции в отношении мусульман Синьцзяна как «неустойчивую». С 2009 по 2015 год Эрдоган «встречал их с распростертыми объятиями». Однако в 2019 году Анкара не подписала письмо Совета ООН по правам человека с осуждением «массовых арестов и нарушений прав человека без постановления суда» в Синьцзяне. Согласно сообщениям китайских СМИ, Эрдоган сказал лидеру Китая Си Цзиньпину в том же году, что уйгуры в Синьцзяне «живут счастливо». Однако позже Эрдоган заявил, что средства массовой информации неправильно поняли его слова. В 2020 году он не позволил реализовать инициативу оппозиционной партии по созданию парламентской комиссии по нарушениям прав человека в Синьцзяне.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»