Положение дел в казахстанском банковском секторе остается сложным, о чем говорит не только официальная статистика Национального банка РК и многочисленные публикации в прессе, но и гневный спич президента Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании правительства 30 января в адрес частных банков и их владельцев, а также госчиновников, которые все никак не могут навести должный порядок.
На этом печальном фоне заметно выделяются своей энергией и оптимизмом (по крайней мере в информационном пространстве страны) ForteBank и Kaspi Bank. При этом объединяет их важное для Казахстана обстоятельство — близость к главе государства, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
Дело в том, что ForteBank контролирует миллиардер Булат Утемуратов, в прошлом многолетний помощник Нурсултана Назарбаева, считающийся одним из самых близких к елбасы людей и доверенным хранителем части его личного состояния.
Kaspi Bank ранее входил в сферу влияния Кайрата Сатыбалды, племянника Нурсултана Назарбаева, но теперь его, к нашему удивлению, в списке акционеров нет. И причины, по которым родственник президента покинул банковский бизнес, неизвестны. Ни он сам, ни Kaspi Bank, ни бывшие ключевые партнеры Сатыбалды в лице Вячеслава Кима и в лице Михаила Ломтадзе на этот счет ничего не сообщали.
Уход Кайрата Сатыбалды из Kaspi Bank выглядел бы логичным, если бы банк испытывал сложности или находился в плохом финансовом положении, перестав быть интересным с точки зрения бизнеса. Однако, если верить пресс-релизам фининститута и заявлениях председателей совета директоров и правления Вячеслава Кима и Михаила Ломтадзе, банк на «взлете», более того, планирует в текущем году провести IPO АО «Kaspi.kz», головной структуры Kaspi Bank, на Лондонской фондовой бирже.
По нашей мнению, именно намерение выйти на Лондонскую фондовую биржу объясняет исчезновение Кайрата Сатыбалды из числа совладельцев Kaspi Bank и его главного акционера АО «Kaspi.kz».
Дело в том, что в последние годы зарубежные инвесторы, фондовые рынки и государственные структуры, контролирующие и надзирающие над финансовыми секторами развитых государств, стали намного более чувствительными и щепетильными. И перестали закрывать глаза на присутствие в числе совладельцев структур, собирающихся размещаться на фондовых рынках, чиновников и близких к ним людей. Особенно если речь идет об автократах и их родственниках из тех развивающихся государств, где коррупция, в том числе на самом верху власти, стала нормой.
Присутствие Кайрата Сатыбалды, племянника Нурсултана Назарбаева, в числе крупных участников могло помешать успешному IPO АО «Kaspi.kz» в Лондоне или вообще сделать его невозможным. Судя по всему, он сам и его деловые партнеры решили данную проблему просто — первый передал (или продал) вторым свои акции, а последние или заключили с ним сейфовое соглашение о том, что в качестве номинальных владельцев актива будут блюсти его интересы и вернут акции по первому требованию истинному владельцу, или иным образом учтут их.
Более того, Кайрат Сатыбалды может снова стать акционером АО «Kaspi.kz» через подконтрольные ему офшорные структуры в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0