Общеизвестно, что дурак способен задать столько вопросов, что и сто мудрецов не смогут на них ответить. Нурсултана Назарбаева, в конце апреля вновь переизбравшегося президентом республики, дураком назвать точно нельзя. Однако тогда встает вопрос, зачем елбасы дает чиновникам столько разнообразных поручений, в том числе по реформированию и усовершенствованию самого госаппарата?
Благодаря майскому потоку сознания «лидера нации» на бедных казахстанских чиновников обрушился такой поток ценных руководящих указаний, что последние не успевают даже отрапортовать, что услышали их и приняли к исполнению. Понятно, что выполнять эти ЦРУ никто всерьез не собирается по многим причинам, среди которых главная — несоответствие проблемы и инструментов по ее решению.
Уже понятно, что казахстанские политическая система и государственный механизм родом из советского прошлого, просто под другим, персонализированным идеологическим соусом и в условиях искривленного, сверхмонополизированного рынка. Этакий назарбаевский вариант государственно-монополистического капитализма, то бишь империализма елбасинского разлива.
Положа руку на сердце, стоит пожалеть Нурсултана Абишевича — если бы он родился лет на сто раньше, глядишь, и вошел бы во всемирную историю как первостроитель казахстанской государственности. Однако ускорение исторического процесса, в том числе под влиянием научно-технического прогресса, сыграло с ним плохую шутку.
Фактически за время своего нахождения во главе Казахстана Назарбаев побывал в каждой исторической роли, известной нам по истории СССР. Как последний первый секретарь ЦК Компартии Казахстана он начал с позиции «Ленина», но быстро стал Сталиным, прошел пусть от закрытия независимых СМИ и двукратного разгона парламента до убийств и посадок политических оппонентов.
После того как реальная оппозиция оказалась вытесненной за пределы правового поля, процесс концентрации в руках первого президента РК всей полноты политической власти и сопряженной с нею политической безответственности подошел к своему пику. Назарбаев из Хрущева с его многочисленными кампаниями, увлечением броскими внешнеполитическими инициативами и откровенным волюнтаризмом стал превращаться в Брежнева. Это был краткий период экономического благополучия республики, то есть когда на жизнь хватало всем.
Но вот снова грянул экономический кризис, упали доходы страны от продажи нефти, и елбасы заговорил о перестройке, пока только госаппарата и экономики, как последний Генсек КПСС — первый президент СССР Горбачев.
Старшее поколение подзабыло, а молодежь наверняка ничего не знает об апрельском 1985 года пленуме ЦК КПСС, на котором Михаил Сергеевич и его соратники объявили о необходимости изменений, полчивших название “перестройки”. Желающие могут воспользоваться интернетом, чтобы узнать, что такое программа широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны».
Мы уверены, что майские призывы Нурсултана Назарбаева закончатся тем же, что и его предыдущие программы реформирования — большим шумом при минимуме положительного эффекта. А все почему? Да потому, что елбасы лишен важного бюрократического преимущества, которое, как ни странно, дает гигантский политический эффект — возможность свалить вину на предшественника.
Как ни поворачивайся, а постсоветским Казахстаном всегда руководил елбасы. Плюс казахстанское общество совершенно иное, чем советское в годы, предшествовавшие перестройке. Во многом потому, что все, кто хотел и мог «свалить», уже уехали — по словам того же Назарбаева, это 3,7 миллиона человек. Остальные же, выученные двадцатью годами голимой автократии, предпочитают просто выживать.
Чтобы в Казахстане начались настоящие реформы, неважно политические или экономические, хотя вторые без первых невозможны, как, впрочем, и обратное, нужно чтобы в них поверили и их подхватили широкие народные массы, как это было трицать лет тому назад. А для этого надо кроме обострения социально-экономического положения сверх меры и неспособности государственного механизма и политической системы отвечать на вызовы времени, чтобы страну возглавил другой человек.
Пока же республику возглавляет елбасы, реформировать Казахстан равнозначно попытке омолаживания 75-летнего старика с целью сделать его 25-летним молодцом или 50-летним крепким мужчиной — внешние облик, может, и можно приукрасить с помощью макияжа, хирургического вмешательства и переодевания, но внутри он будет прежним — изжившим, дряхлым, недееспособным.